TOP

C перспективой на будущее-2

Не хочу обидеть кого-то конкретно, однако очень многие провинциальные белорусские ВУЗы (кроме, конечно, альма матер главного историка страны) в среде будущих счастливых обладателей высшего образования не считаются престижными.

(Часть вторая)

Котируется обычно то, что находится в пределах МКАД. Это у нас.

В Польше — с точностью до наоборот.

Наверное, одним из самых главных достижений системы высшего образование там стала ее децентрализация. Безусловно, варшавские ВУЗы — штука престижная, но это для поляков отнюдь не что-то из разряда «увидеть Париж и умереть».

Считается, лучшее экономическое образование у них получают в Лодзи, где сейчас учатся по программе Калиновского бывшие фигуранты и сидельцы за протесты декабря 2010 года Федор Мирзоянов и Илья Василевич; лучших юристов готовят в Гданьске, филологов — в Торуни, программистов — во Вроцлаве, а лучших философов — в Кракове, где в знаменитой «Ягеллонке» когда-то учился Николай Коперник.

Дипломы именно с этой пропиской помогают молодым полякам довольно быстро найти работу. Однако за качеством польского образования следят не только будущие работодатели. Гораздо важнее — государственная аккредитационная комиссия. Именно она контролирует все польские университеты и образование в целом.

Кроме нее в польских вузах есть и специальные бюро, которые следят за качеством образования непосредственно «на местах». В Варшавском университет этим занимается Агата Врочиньска, которая и предложила мне «вернуться» в 2005 год, когда в расположенном на западе Норвегии Бергене собрались профильные министры стран, которые к тому времени уже активно включились в Болонский процесс. Была среди них и Польша.

Итоговое коммюнике этой конференции подчеркнуло важность партнерских связей всех заинтересованных сторон, обеспечения более доступного высшего образования, а также повышения привлекательности Европейского пространства высшего образования в других частях мира.

Именно там появился на свет документ «Стандарты и основы общеевропейского образования», где законодательно закреплено право студентов и сотрудников университетов быть мобильными в рамках Европейского союза. То есть — без проблем продолжить обучение или работу в любой стране ЕС. При этом польские дипломы признавались в каждой из них.

Общеевропейская система образования состоит из восьми уровней, но это не значит, что их количество должно равняться восьми. Если в Польше их именно столько, то в Шотландии, например, уже 12. Потому каждая страна не только «подгоняет» (в случае необходимости) свои стандарты под общеевропейские, но и гарантирует качество своего образования. Другими словами, в рамках Болонского процесса каждый берет на себя в этой сфере жесткие гарантийные обязательства. Что и позволяет к польскому диплому относиться, в Шотландии, не хуже, чем в самой Польше. И наоборот.

Более того, польское законодательство буквально обязывает ВУЗы контролировать уровень своего образования. С учетом собственной специфики такого рода Бюро созданы и работают во всех польских ВУЗах, без исключения.

В Варшавском университете его создали в январе 2006 года, а уже летом 2007 года появились образовательные стандарты исключительно для этого ВУЗа. Главной задачей Бюро является выработка конкретных концепций, механизмов для обеспечения студента качественным образованием. Основным инструментом изучения качества является анонимное анкетирование на этот счет самих студентов. Тем преподавателям, которых студенты посчитают некомпетентными, не завидуют. В лучшем случае их ожидают оргвыводы университетского Совета, который состоит из 12 преподавателей (профессуры) и студентов.

Объективность же самих Советов и контролирует упомянутая выше государственная аккредитационная комиссия, созданная при министерстве науки и высшего образования.

Впрочем, недовольные, как известно, есть всегда. От одного из них по имени Марек довелось услышать такое: «Очень много они говорят о высоком престиже учебы в Польше, но никто даже не вспоминает, что большинства наших ВУЗов нет даже в четвертой сотне самых крутых университетов мира. «Ягеллонка» — не Кембридж и не Оксфорд».

Об уровне белорусского образования «скромно промолчим», ибо даже о том, что есть в Польше, белорусским студентам пока приходится только мечтать. Хотя «телодвижения» на сей счет в нашей новейшей истории уже были. В прошлом экс-проректор БГУ и руководитель профильной областной профсоюзной организации Анатолий Павлов по моей просьбе вспоминает, что «присоединиться к Болонскому процессу Беларусь хотела еще в середине девяностых годов прошлого века. Именно для этой цели и был осуществлен переход на «двенадцатилетку». Потом некоторые «деятели» (порядка Анатолия Рубинова) стали говорить, «нам это не надо» и реформы свернули. А иные даже «отыграли» назад. Теперь желание присоединиться к Болонскому процессу появилось вновь, но время упущено и все придется начинать по новой».

Хочется верить, что именно так и произойдет, но лично у меня в искренности новых-старых устремлений белорусских властей, если сказать мягко, очень много сомнений. Особенно, относительно студенческого самоуправления. Не верится как-то, что ими заменят повсеместные ячейки БРСМ…

И в заключение немного о деньгах. Учеба в Польше для белорусов самая дешевая во всем Европейском союзе. Там дешевле, чем в самой Беларуси.

Стоимость обучения в год колеблется от 700 до 2200 евро на польском языке, и 1700-4000 евро за англоязычные программы (не включая медицинского образования). Что касается жизни вообще, то цены в Польше ниже, чем в большинстве стран Европы, и зачастую дешевле, чем у нас.

В государственных университетах граждане Польши имеют возможность обучаться бесплатно. Исключения составляют только вечерние и заочные отделения.

У иностранцев, не являющихся гражданами Евросоюза, такой возможности нет, если отсутствует Карта Поляка или нет политического убежища в Польше. При этом в среднем обучение для иностранца в государственном университете будет стоить дороже, чем в частном.

Кстати, в частных ВУЗах, хотя и платят все, найти тех, кто делает это из своего кармана, весьма трудно. Как правило, это различные стипендиальные программы, которых в Польше великое множество

Последнее для Беларуси неактуально по той причине, что ничего подобного у нас нет и в помине.

Как и много чего другого…

Не собираюсь с кем-то спорить, но один вопрос готов задать любому апологету правящего в Беларуси режима: если у нас лучшее в мире образование, то почему своих детей чиновники предпочитают учить за границей?

Материал подготовлен при поддержке фонда DANIDA

Особая благодарность за помощь информационному Офису солидарности с Беларусью

Александр ТОМКОВИЧ, Минск-Варшава-Минск

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.