Местные выборы власть хочет «выиграть» с наименьшими затратами
Центральная избирательная комиссия огласила результаты формирования участковых избирательных комиссий.
Их состав дает понять, что голоса избирателей на местных выборах будут считать по проверенной годами схеме. Однако настоящей головной болью для властей в ходе этой избирательной кампании может стать низкая явка.
В комиссии попали преимущественно члены провластных организаций
Всего в Беларуси сформировано 6170 участковых избирательных комиссий. В их состав включено более 67 тысяч человек.
Наибольшее представительство — у общественных объединений: 28 037 человек или 41,8% от общего числа.
Среди них, наибольшую активность проявила Федерация профсоюзов Беларуси. В состав участковых избирательных комиссий включено 8736 представителей этой структуры, а выдвигалось 9384. От «Белой Руси» вошло 4189 человек (выдвигалось 4560), от Белорусского союза женщин — 4010 (4160), от БРСМ — 3354 (3756), от Белорусского общественного объединения ветеранов — 2642 (3024).
Зарегистрированные политические партии оказались менее активны. Но и здесь первую скрипку играли провластные структуры. Из 787 членов Республиканской партии труда и справедливости в состав миссий было включено 699 человек, из 760 членов Коммунистической партии Беларуси — 574, из 647 членов Белорусской социально-спортивной партии — 582, из 583 членов Белорусской аграрной партии — 531, из 371 члена Республиканской партии — 327.
Выдвигали своих членов в состав комиссий и четыре зарегистрированные оппозиционные партии, но им традиционно обделили вниманием. Из 372 выдвиженцев членами комиссий стали всего 23 человека. От Белорусской партии левых «Справедливый мир» в состав комиссий включено 12 человек (выдвигалось 186), Объединенной гражданской партии — 3 (118), Партии БНФ — 6 (64), Белорусской социал-демократической партии (Грамада) — 2 (4).
Количество включенных в участковые комиссии представителей оппозиционных партий снизилось по сравнению с предыдущими выборами, констатирует секретарь ЦИК Николай Лозовик. Это он объясняет несколькими факторами.
Во-первых, снизилось количество самих партий, выдвигавших своих представителей в комиссии. Во-вторых, оппозиционные партии долго не могли определиться, идти им на выборы или нет, а также чем на них заниматься, если запрещено агитировать за бойкот.
«Наверное, их заявления и учитывались при формировании избирательных комиссий. Ведь комиссии — главный организатор выборов, который работает и с самими кандидатами в депутаты, и с избирателями. Если формируются избирательные комиссии, то они должны организовывать, а не разрушать избирательный процесс», — сказал Николай Лозовик в комментарии для БелаПАН.
Голоса будут считать проверенные люди
В свою очередь, представители кампании «Правозащитники за свободные выборы» заявляют о дискриминационном подходе к выдвиженцам от оппозиционных политических партий. 29 долгосрочных наблюдателей от Белорусского Хельсинкского комитета и закрытого властями правозащитного центра «Весна» следят за ходом избирательной кампании с самого начала.
Они отмечают, что доля представителей оппозиционных партий в участковых комиссиях составляет 0,031%. Из всех выдвинутых от оппозиционных партий включено только 5,6%, в то время как от общего числа лиц, выдвинутых провластными политическими партиями, в комиссиях будет работать 86%.
«Участковые комиссии — это те комиссии, где непосредственно происходит подсчет голосов. Есть риск, что представители оппозиционных партий могут воспрепятствовать незаконным манипуляциям, которые порой происходят во время выборов», — объясняет логику властей политолог Юрий Чаусов.
Он обращает внимание на то, что Минск в ходе этой избирательной кампании «целиком зачищен». По его словам, если единичных представителей оппозиции и включают в комиссии, то это происходит где-то на периферии.
«В Минске уже вторая подряд избирательная кампания проходит без представителей оппозиции. Вероятно, в столице, где и явка наименьшая, и настроения общества более оппозиционные и скептичные по отношению к этим выборам, даже один представитель от оппозиции в комиссии может сильно помешать запланированному ходу избирательного процесса», — считает политолог.
Что касается процедуры формирования участковых избирательных комиссий, то она, по мнению правозащитников, является «негласной и закрытой для общественного контроля».
Так, в 52,3% случаев представителям кампании «Правозащитники за свободные выборы» было отказано в присутствии на заседаниях органов, которые формировали комиссии.
«Формирование комиссий проходило так, как оно проходит у нас в стране уже на протяжении долгого времени. То есть, не проводилось никаких обсуждений кандидатур. Формально зачитывался список, а в некоторых случаях даже не озвучивались фамилии. За 15 минут всё принималось, и таким вот образом эти комиссии и формировались», — отметил в комментарии для Naviny.by заместитель председателя правозащитного центра «Весна» Валентин Стефанович.
Как правило, по его словам, одна или несколько комиссий формируется за счет работников одного предприятия. Возглавляют такие комиссии очень часто непосредственные начальники работников, включенных в состав комиссий. По этой причине члены комиссий стали скрывать свое место работы.
Кроме того, отсутствие законодательно определенных критериев для включения претендентов в состав участковых комиссий, по мнению наблюдателей, «приводит к формальному и произвольному определению их состава со стороны органов, которые их образуют, и делает неэффективным обжалование в судебном порядке решений о невключении в состав комиссий».
В итоге, делают вывод правозащитники, в состав участковых комиссий, за небольшим исключением, вошли те же самые лица, что и во время последних выборов депутатов Палаты представителей в 2012 году. Так что голоса на местных выборах будут считать проверенные временем люди.
Власти могут столкнуться с низкой явкой
Если формирование участковых избирательных комиссий власти отработали по накатанной схеме, то настоящей головной болью для них может стать явка на выборах. Не зря Александр Лукашенко призывал белорусов проявить активность в ходе этой избирательной кампании, хотя порог явки законодательно отменен.
Согласно результатам декабрьского опроса Независимого института социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ), на мартовских выборах в местные советы собираются голосовать 44%, не намерены в них участвовать 39,1%, а около 17% затруднились определиться в своем отношении к предстоящей кампании.
Главным мотивом тех, кто не собирается голосовать в ходе нынешних выборов, является неверие в роль местных советов («как органы власти они ничего не решают») — 23,3% и в честность этих выборов — 20,3%.
По этой причине власти попытаются как можно меньше денег вложить в эти выборы, считает политолог Юрий Чаусов.
«Впервые за последние годы многие участковые комиссии сформированы не в максимальном составе. Путем внесения изменений в Избирательный кодекс власти отказались от государственного финансирования агитационной кампании. Судя по всему, стоит задача сделать кампанию максимально дешевой. То есть, в участковых комиссиях будут работать только те люди, которые обеспечат необходимый итог подсчета голосов», — говорит политолог.
Александр ЯРОШЕВИЧ, Naviny.by