TOP

«Мы находимся на периферии европейского внимания»

Последние два месяца известный журналист Павел Шеремет находился в Киеве, освещая события на Майдане. Александра Кёрби, координатор конкурса для журналистов «Беларусь в фокусе», поговорила с Павлом после его возвращения.

Последние два месяца известный журналист Павел Шеремет находился в Киеве, освещая события на Майдане. Александра Кёрби, координатор конкурса для журналистов «Беларусь в фокусе», поговорила с Павлом после его возвращения.

 

— Павел, означает ли эта поездка, что вы часто сотрудничаете с иностранными СМИ?

— Не так часто, но регулярно. В Беларуси иностранные журналисты сталкиваются с многочисленными проблемами — как организовать интервью, найти людей и так далее. Даже для белорусских журналистов это непросто, а иностранцу в два раза тяжелее. Обычно они находят партнеров в Беларуси, и мы пытаемся помочь и ответить на их вопросы.

— О чем обычно спрашивают журналисты?

— Десять лет назад было очень много странных вопросов. Они рассматривали Беларусь как terra incognita, ставили некорректные вопросы, и нужно было объяснять всю нашу тысячелетнюю историю фактически от начала до конца. Но сейчас видно, что иностранцы больше знают о политической и экономической ситуации в регионе, и мы можем обсудить какие-то детали, конкретные случаи, перспективы и так далее. Я встречаю все больше журналистов, которые подготовлены для работы в Беларуси. Они ищут новые лица, интересные идеи, и мы понимаем, что они воспринимают Беларусь как часть Европы и осознают, что она лежит между Европой и Россией.

Но еще пять лет назад многие из западных журналистов думали, что диктатура является типичной ситуацией для Беларуси и других постсоветских стран. Они видели, что происходит в России, и считали Беларусь ее частью, они предполагали, что перспективы нет, и Европа должна забыть о Беларуси, поскольку нет возможности что-то изменить, нет попыток двигаться в сторону независимости.

— Как ситуация в Беларуси изменилась со времен президентских выборов 2010 года?

— Ситуация критическая: мы боимся, что Европа и другие страны забудут о Беларуси и будут направлять внимание исключительно на Украину. Со времени «оранжевой революции» Украина находится в центре политических процессов, в центре внимания Европы, а Беларусь — на периферии: наша страна под контролем России, и никто не видит смысла в обсуждении ее положения, ибо все помнят о России и думают, что если ситуация там изменится, то тогда у Беларуси и Украины будут новые перспективы. Украинцы показывают очень высокий уровень политической и гражданской активности, а в Беларуси есть только депрессия и очень маленькие и слабые группы местной оппозиции. Я считаю, что это самый трудный период в отношениях между Беларусью и правительствами западных стран, а также между белорусскими и западными СМИ.

— Как бы вы описали Беларусь в трех словах?

— Чистота. Тишина. Трудолюбие.

Все, кто посещает Беларусь, говорят, что здесь очень чисто, но это такой стереотип — бедно, но чисто! Я понимаю, почему журналисты из России шокированы тем, как здесь чисто, но почему это удивляет западных журналистов? Это же не какая-то исключительная ситуация для Европы, но этот стереотип «бедненько, но чистенько» относительно Беларуси весьма распространен.

— Да, понимаю. Думаю, гостям еще бросается в глаза то, что не видно проявлений инициативы граждан в городах, особенно в Минске. Они как законсервированы.

— У нас новая волна борьбы за свободу, за Европу, наши дети пытаются изменить что-то, они помнят нашу историю и знают, что их родители были арестованы и провели много времени за решеткой. Младшее поколение хочет новой жизни. Они наблюдают за изменениями в России, где много денег, они видят жизнь в Польше или Вильнюсе, которые сейчас хорошо развиваются — и молодые белорусы пытаются что-то изменить, но власти подавляют все эти попытки.

В будущем мы станем свидетелями новой волны депрессии и эмиграции из Беларуси: молодые, активные люди уезжают в Россию, Польшу, страны Запада. У молодых свои надежды, планы, они имеют силу, волю, чтобы делать что-то новое, они думают, что не сделают ошибок своих родителей, но потом, столкнувшись с различными лукашенковскими традициями и правилами, разочаровываются. Я точно не знаю, как им помочь.

— Вы член жюри конкурса «Беларусь в фокусе — 2013». Что вы будете искать в статьях иностранных журналистов?

— Эти журналисты пишут для своего читателя, а не для белорусов, и я понимаю, что они будут объяснять некоторые процессы иначе, чем мы. Но я полагаю, что они попытаются рассказать о Беларуси как о части Европы, не так, как бы написали об Африке или какой-либо арабской стране. Думаю, читатель должен почувствовать, что журналист на самом деле встречался с определенными людьми и что он понимает ситуацию и жизненные реалии в Беларуси. В частности, журналисты, которые пишут для польских, немецких или шведских газет, стремятся показать Беларусь как часть Европы и белорусов как европейцев, живущих в трудной ситуации, между Европой и Россией. Фокус переместился с советских реалий жизни на современные, европейские аспекты.

— И напоследок, глядя в 2014 год, что в Беларуси может стать горячей темой?

— Таможенный союз, чемпионат мира по хоккею, вопрос политических заключенных и… культура — традиционная культура — ведь в культуре, языке, старых традициях и своей истории люди будут искать поддержки, строя дальнейшие планы и готовя политические изменения.

Фото Радио Свобода

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.