Пробный праймериз в Бобруйске
Как будут выбирать единого лидера от оппозиции жители Бобруйска и разбудит ли праймериз белорусское общество — об этом председатель Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько.
— О проведении праймериз было объявлено давно. Однако в рядах оппозиции в последнее время активности не наблюдается. Может, уже передумали?
— Праймериз состоится при любой погоде: климатической и политической. В период подготовки к местным выборам мы проведем его в тестовом режиме в Бобруйске. Пилотный проект нужен, чтобы понять отношение рядовых избирателей к этой идее и есть ли смысл ее осуществлять.
Действительно, в последнее время нам пришлось немного сбавить темп, потому что праймериз еще не успел стартовать, а мы уже ощутили повышенный интерес к нему со стороны правоохранительных органов.
— А как технически будет выглядеть сама процедура праймериз?
— У людей будет возможность прийти в конкретное место и проголосовать. Рассчитываем также на наших активистов, которые будут проводить работу с людьми на улицах. Думаю, от интернет-голосования мы откажемся. Промежуточный результат мы планируем иметь уже 23 марта.
— На какой результат вы рассчитываете?
— Мы ставим перед собой две задачи: существенно увеличить число участников политического процесса и выбор лидера.
— Который станет единым кандидатом от оппозиции на президентских выборах 2015 года?
— Необязательно. Это будет лидер сторонников перемен. Вероятность того, что лидер станет единым кандидатом от оппозиции на предстоящих президентских выборах очень велика, но это не главное. Это будет человек легитимный и общепризнанный, который будет представлять интересы выбравших его людей, формулировать вопросы перед властью.
— Сколько человек должно принять участие в праймериз в Бобруйске, чтобы вы поняли, что эта процедура действительно имеет смысл?
— Мы не планируем охватывать весь город. Будем апеллировать только к участникам избирательного процесса. Думаю, для этого 2 — 3 тысячи человек будет достаточно.
— Перед выборами 2010 года ОГП уже пыталась продвинуть идею с праймериз. Почему не вышло?
— Нас не поддержали другие коллеги по оппозиции, поэтому проводить праймериз, где бы фигурировала одна фамилия, не было никакого смысла. Сейчас ситуация иная. И ОГП, и БНФ, и партия «Справедливый мир», и БХД, и другие организации активно в этом участвуют.
— То есть списки кандидатов в лидеры уже имеются?
— Да. На сегодня есть уже 10 — 12 потенциальных кандидатов. К тому же, мы обязательно оставим в бюллетене пустую графу, в которую участники праймериз смогут вписать фамилию человека, достойного, по их мнению, быть лидером.
— Хотелось бы узнать, кто фигурирует в списке потенциальных лидеров?
— Все те, кто имеет президентские амбиции. Вам же известны такие люди?
— Насколько мне известно, сегодня мало кто заявил о своем желании баллотироваться. Даже те, кто «вроде как не против», предпочитают отмалчиваться…
— Еще раз подчеркну, что лидер — это не только человек, который обязательно должен стать кандидатом в президенты. Так что есть в этом списке и Александр Милинкевич, и Владимир Некляев, и Александр Козулин, и Александр Ярошук. С нашей стороны было бы неправильно не включить Николая Статкевича. Несмотря на то что он сейчас находится за решеткой. Вряд ли для этого даже необходимо согласие родных. В конце концов, нас тоже не спрашивают, когда включают в те же соцопросы.
— Анатолий Лебедько там есть?
— Партия сказала, что я должен участвовать. Поэтому такая фамилия там тоже есть.
Татьяна Гусева, Gazetaby.com