TOP

Беларусь рискует быть втянутой в авантюру Кремля против Украины

Минск попросил Москву прислать 12-15 боевых самолетов под предлогом повышенной активности НАТО. Однако ряд обозревателей видит за этим маневром белорусского руководства лишь попытку сохранить лицо при фактическом втягивании на стороне Кремля в противостояние вокруг Украины.

Состоявшееся 12 марта в Минске заседание Совета безопасности формально было посвящено предварительным итогам первого этапа проверки боевой готовности белорусских вооруженных сил. Похоже, однако, что основное внимание на нем было уделено тому, что происходит внутри и вокруг Украины. При этом хорошего выбора у белорусского руководства не видно.

Безусловно, события в Украине имеют самое непосредственное отношение к безопасности Беларуси, поскольку сейчас, по сути, впервые возникла реальная военная угроза. Причем белорусское руководство, судя по всему, с подобной оценкой согласно.

Правда, оно считает, что опасность, как обычно, исходит от «монстра НАТО», который уже полтора десятилетия непосредственно граничит с синеокой республикой. По крайней мере, именно повышенной активностью Североатлантического альянса объяснил Александр Лукашенко свое намерение предложить России дополнительно разместить в Беларуси до 15 самолетов — «в рамках совместных учений».

Трудно представить, что Владимир Путин откажет коллеге в этой маленькой просьбе. Более того, возможно, в состоявшемся накануне телефонном разговоре он сам и посоветовал сделать это на фоне, как гласит официальная версия, глубокого обсуждения предстоящих 23 марта в Беларуси выборов в местные Советы депутатов. То есть идея укрепления военно-воздушной группировки могла возникнуть как раз в связи с настоятельной необходимостью обеспечения бесперебойного проведения данного важнейшего внутриполитического мероприятия.

Если же говорить без иронии, то опасность для Беларуси, действительно, как никогда велика. Вот только исходит она не с запада, а с востока. Речь идет о риске втягивания страны в противостояние вокруг Украины. Своими последними действиями Москва наглядно продемонстрировала, что абсолютно не намерена придерживаться подписанных ею соглашений и будет трактовать их целиком по собственному усмотрению.

В свете этого можно не сомневаться, что для своих целей Кремль использует и Договор о коллективной безопасности. Россия потребует от своих союзников ввести в действие статью 5 документа, суть которой состоит в том, что нападение на одного из членов ОДКБ означает нападение на всех и, соответственно, последние обязаны оказывать пострадавшей всю возможную помощь. А уж опыта в плане искаженной трактовки сути конфликта Кремлю, как показала крымская эпопея, не занимать.

То, что официальный Минск продолжает полномасштабное сотрудничество с Киевом, можно только приветствовать. Но если Россия начнет вооруженную агрессию против соседнего с Беларусью суверенного государства, чего на данный момент исключить никак нельзя, то отвертеться официальному Минску не удастся.

Собственно, это подтвердил на заседании и сам Лукашенко, заявив, что будет действовать в строгом соответствии с договорами, в том числе в «соответствии с договором о строительстве Союзного государства, где у нас есть прямые обязательства». На этом фоне заверения в том, что «мы с россиянами один народ, равно как и украинцы, мы из одного древа, мы — славяне, и мы всегда будем вместе», звучат как-то не очень убедительно…

Конкретные действия Беларуси будут, разумеется, зависеть от положения, складывающегося на театре военных действий. Наихудшим вариантом явилось бы, безусловно, непосредственное участие белорусских вооруженных сил в боевых столкновениях.

Впрочем, исходя из соотношения сил, можно допустить, что без прямого привлечения белорусских военнослужащих Россия обойдется. Но вот что можно легко прогнозировать, так это то, что Москва потребует предоставления ей для нападения белорусской территории.

Причем в первую очередь для этого будут задействованы белорусские военные аэродромы. Кстати, скорее всего, именно с этой целью и предполагается упомянутое перемещение туда российской авиации. И если даже украинская армия находится пока не в лучшем состоянии, это отнюдь не означает, что она не будет способна нанести ответные удары, пусть ограниченные. Так что избежать жертв и материальных потерь Беларуси едва ли удастся.

(В нормальных условиях такие рассуждения казались бы просто дикостью: Беларуси воевать с Украиной за имперские интересы России! А вот поди ж ты…)

Не видно особо радужных перспектив для Беларуси и в случае реализации более мягкого сценария — захвата и инкорпорации Крыма Россией, что представляется уже практически неизбежным. В этом случае ситуация внешне будет похожа на ту, что имела место в результате российско-грузинской войны 2008 года, и белорусские власти попытаются действовать по той же схеме: держаться в стороне при постоянном выражении Кремлю абсолютной верности.

Однако на сей раз ситуация является для России гораздо более острой, так как уже очевидно, что давление Запада примет намного более серьезные формы. До прямого военного вмешательства дело вряд ли дойдет, но весьма значительные проблемы у нее непременно возникнут. Поэтому Кремлю будет крайне необходима поддержка уже не только Науру, но и ближайших союзников. Как следствие, и нажим будет сильнее.

К тому же по сравнению с положением пятилетней давности возможностей для сопротивления у Беларуси сегодня значительно меньше: она находится в худшем экономическом состоянии, в еще большей зависимости от Москвы и в сильно испорченных отношениях с Западом.

Между тем признание белорусскими властями аннексии Крыма вполне может повлечь за собой новые санкции со стороны западных стран, тогда как непризнание — проблемы с востока. Выбор, что и говорить, незавидный.

Андрей ФЕДОРОВ, Naviny.by

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.