В Беларуси ищут сланцевую нефть
В Беларуси собираются добывать сланцевую нефть. Эксперты рекомендуют не придавать этому намерению большое значение.
Еще весной 2011 года Александр Лукашенко указывал на необходимость серьезного исследования недр Беларуси на наличие нефти.
— Мы не только мало что знаем о том, что там есть», но и «не очень-то шевелимся, чтобы посмотреть, — заявлял глава государства.
— Мне кажется, что все-таки нефть у нас где-то есть. Но если есть нефть, мне кажется, не может быть, чтоб где-то не прорвало природный газ, я надеюсь, — предположил он три года назад.
И вот «Беларуснефть» приступила к работе по вовлечению в разработку нетрадиционных углеводородов.
Всего в Беларуси рекомендовано освоение трех участков. Два из них находятся под Речицей. Специалисты считают, что там могут быть запасы сланцевой нефти.
— Из всех ранее проранжированных объектов по всему Припятскому прогибу — это наиболее перспективное месторождение. Бурением подтверждено, что здесь есть забалансовые запасы нефти. На данный момент мы вырабатываем технологию, с помощью которой мы могли бы их извлечь, — говорит начальника отдела поисков и разведки залежей углеводородов Белорусского научно-исследовательского и проектного института нефти Александр Шарунов.
Сейчас на одном из участков на Речицком месторождении бурится первая горизонтальная скважина.
— Официально на Речицком месторождении числится 800 тыс. тонн, которые мы не можем извлечь. Это если традиционно бурить скважину и выкачивать насосом нефть, но с учетом, что мы применим новую технологию, планируем извлекать больше, чем на самом деле числится. От 1,3 до 2,5 млн. тонн, — отмечает Александр Шарунов.
В Беларуси ежегодно добывается около 1,7 млн. тонн нефти. Это покрывает потребность страны примерно на треть. Остальную нефть, как для собственного потребления, так и для переработки на экспорт, мы получаем из России.
На данный момент на Речицком месторождении проводится промышленная разработка с помощью специальных — сложных и недешевых — технологий. Они основаны на проведении многостадийного гидроразрыва пласта. По этой причине требуется тщательный выбор оборудования и подготовки. Белорусы только начинают осваивать подобные методики.
— Пока мы находимся на начальной стадии. Два года мы проводили научно-исследовательские работы. То есть, изучали породы и определяли потенциал добычи сланцев, а сейчас у нас идет стадия практического использования, — говорит Александр Шарунов.
По его словам, новую технологию планируется внедрить в течение месяца.
Как отмечает специалист, себестоимость добычи обычной нефти в Беларуси составляет 150 долларов за тонну. Сколько будет стоить добыча сланцевой нефти, пока неизвестно.
— При нынешних ценах на нефть ее выгодно добывать практически любым способом. Тут всё зависит от продажной стоимости и издержек, — говорит экономист Сергей Чалый.
При этом, отмечает эксперт, добыча нефти при помощи гидроразрыва пласта не сильно увеличивает стоимость «черного золота».
— Даже во времена применения этой технологии той же «Сибнефтью» и «Юкосом», они имели очень низкие издержки. Понятно, что это было после девальвации 1998 года, зарплаты в долларовом выражении были небольшие, но в тот момент чуть ли не извлечение на поверхность стоило порядка 10 долларов на баррель, — говорит экономист.
Тем не менее, он рекомендует не придавать проекту по добыче сланцевой нефти в Беларуси огромное значение.
— Отечественная нефтедобыча составляет десятую долю от нашего потребления. Так что добыча сланцевой нефти серьезной погоды не сделает, — считает эксперт.
Александр ЯРОШЕВИЧ, naviny.by