Украинский кризис произвел на Лукашенко неизгладимое впечатление
Акцент на борьбу с коррупцией стал главным в четырехчасовом выступлении Александра Лукашенко с посланием к народу и парламенту и последующем затем общении с депутатами Национального собрания Беларуси.
Такое мнение высказал в комментарии БелаПАН директор по исследованиям «Либерального клуба» Евгений Прейгерман.
«Меня удивило, сколько было уделено внимания теме коррупции. Это, а также те акценты, которые были сделаны, подталкивает к выводу, что действительно украинский кризис оставил такое неизгладимое впечатление», — отметил Прейгерман.
«Говоря о коррупции, он сразу же переходит на темы недопустимости дестабилизации ситуации, подчеркивая, что в стране все под контролем. Второй месседж в этой же теме: мы не такие зажравшиеся, как украинская власть», — подчеркнул эксперт.
Третьим важным тезисом послания Прейгерман назвал «призывы к каким-то диалогам и дискуссионным площадкам».
«Он несколько раз подчеркнул, что ему не нужна серая общественная масса, и призвал даже его сегодняшние тезисы обсуждать. Если предположить, что это тоже сказано в контексте украинских событий, то это попытка избежать каких-то расколов, пусть даже на абсолютное большинство и меньшинство», — убежден эксперт.
То, что в выступлении «не было никакого особого негатива по отношению к ЕС и Западу», может свидетельствовать, что Беларусь вновь подтвердила готовность «к каким-то положительным шагам в отношении Запада», считает Прейгерман.
Аналитик назвал ожидаемым такое развитие событий: «Как обычно, чем ближе к президентским выборам, тем больше надо минимизировать риски, тем больше желания наладить отношения с ЕС».
Собеседник БелаПАН также обращает внимание на заявления Лукашенко по евразийской интеграции: «Он ребром поставил вопрос: или мы сейчас решаем все эти вопросы по изъятиям, или подписание соглашения о Евразийском экономическом союзе откладывается на потом».
«Я не думаю, что будет сорвано это подписание в конце мая, даже если какие-то вопросы будут вынесены за скобки, как предлагал Игорь Шувалов (вице-премьер РФ. — БелаПАН). Но сама постановка этого вопроса интересна», — отметил Прейгерман.
По мнению эксперта, это достаточно жесткая позиция: «Наверное, можно сделать осторожное предположение, что это попытка воспользоваться украинской ситуацией, изоляционным вакуумом, который образуется вокруг России, чтобы надавить по своим темам».
Независимый аналитик Сергей Чалый, комментируя экономический блок послания, отметил, что не услышал никаких «радикально новых идей».
«Было написано много хорошего, явно из правительства это все исходило: и реформирование, и что система госуправления не работает, и директивное планирование не работает, что нужно устанавливать единые условия хозяйствования для государственных предприятий и частных», — сказал Чалый.
«Но при этом было видно, что все эти тезисы совершенно неорганичны для самого Лукашенко. Он либо их просто прочитывал без особой интонации, скоренько, либо иллюстрировал их такими примерами, что проще было за голову схватиться», — отмечает Чалый.
По словам экономиста, эксперты в правительстве и Нацбанке «прекрасно понимают, что делать с экономикой, но все упирается в политическую волю одного человека».
«В данном случае не только в политической воле дело, но и в банальном непонимании или непринятии на каком-то психологическом уровне того, что предлагается», — добавил эксперт.
По словам Чалого, из ответа Лукашенко о курсовой политике и недопустимости резкой девальвации вновь стало ясно, что это принципиальный вопрос для главы государства.
«Архаикой запахло, когда пошел разговор о том, что мы сильно зависим от внешних рынков, надо развивать внутренний рынок. Мол, Китай это тоже делает. Ну а то, что у них полтора миллиарда население, а у нас десять миллионов, это ничего. А через несколько фраз выясняется, что под развитием внутреннего рынка понимается банальное импортозамещение», — подчеркнул собеседник БелаПАН.
«Много было сказано о развитии сферы услуг: почему нет ресторанов, кафе, салонов красоты, аквапарков? Почему нет? Потому что так зарегулирована сфера. Почему к нам не едут иностранцы покупать у нас, а наши едут за границу? Ясно почему — по той же самой проблеме, которую он не позволяет решить, заявляя, что девальвацию мы не допустим», — убежден Чалый.
Артем ШРАЙБМАН, Naviny.by