Человека нужно хотя бы понять…
От пороха люди не отказались до сих пор. Зачем им отказываться от книги? Она будет древнее пороха…
Постепенно прихожу к выводу, что первые полвека я все-таки не зря прожил. Да еще при трех политических режимах. Остался более-менее целым, не считая моральных издержек. Кое-чему научился. Например, понял, что людей надо любить. Или хотя бы пытаться их понять…
* * *
Я полюбил … кондуктора, который совсем молоденький парнишка. Прошу без грязных намеков! К гомосятине, как выражаются в одной юмористической передаче, отношусь отрицательно. Мужчины и женщины остаются для меня мужчинами и женщинами. Впрочем, пора объясниться.
Кондуктор этот ездит на троллейбусном маршруте, который возит нас из Малиновки и Юго-Запада к станции метро. Надо сказать, этот парень не может не запомниться сразу. Высокий, тонкий, с невероятно приятным, располагающим лицом. Все время улыбается, что в наше суровое время и в нашем столичном городе — чрезвычайная редкость. Я понял, что его никто не заставлял улыбаться. Это происходило само собой, шло из души и характера.
Я вам расскажу, почему он мне так понравился (кстати, не мне одному).
В тот раз у меня не было талона. Больше того, даже не было денег, чтобы его купить. Случается… Улыбчивый кондуктор приблизился ко мне и вопросительно посмотрел. В ответ я ему тоже широко, как можно обаятельней улыбнулся и говорю: «Извини, браток, нет у меня талона». Секунду он подумал, улыбнулся и сказал: «Ладно, езжайте и так». Я даже ушам не поверил, молча пожал ему руку. И все…
Нет, не все. Через некоторое время узнал его совсем не веселую историю. Родители у него умерли раньше времени. Он окончил архитектурно-строительный колледж. Насколько наслышан, колледж считается популярным, просто так, с улицы, туда не поступишь. Правда, колледж — это только среднее специальное образование. Тут сразу возникает сугубо современная проблема. Казалось бы, иди мастером или прорабом на стройку, поступай в вуз заочно, учись и работай. В СССР так и было. После двух курсов журфака я тоже ушел на заочное, потом совсем бросил учебу, поработал год на мебельной фабрике. Как раз жену распределили в Брагин. Она меня и «прихватила» с собой. Кто я был? Никто. Мог меня не взять редактор «районки»? Раз плюнуть. И все-таки взял. В общем, я вполне мог пропасть. Но не пропал.
Про СССР уже потихоньку начали забывать. Теперь, чтобы устроиться на работу даже с дипломом, нужно уже иметь … работу, то есть опыт, а самое главное — положительные отзывы с предыдущей работы. Поэтому нигде парня по специальности не берут. Кому ты нужен без строительного опыта?! А где его набраться, этого опыта, если тебя не берут на работу? Полный замкнутый круг — шаг влево, шаг вправо считается побегом, конвой имеет право применять оружие на поражение… Ничего нового, но в наше время это стало явью.
У парня есть бабушка. Она ему как-то помогает. Вот только учебу в вузе она оплатить не в состоянии. Парень долго не думал, пошел в кондукторы. Приобретать производственный, но не архитектурно-строительный опыт. Безусловно, парень неординарный, умный, веселый. Но никому не нужный.
Где же наше социальное государство? Я бы сказал, где именно. Природная стыдливость мешает. Да вы и сами, наверное, догадались…
Иногда вижу, что «мой» кондуктор беседует с девушками. То ли они действительно знакомы, то ли это результат его сверхобщительности, но он им даже песенки напевает. Голос у него хороший…
* * *
С моей женой случилась знаменательная история. Она записана в одну заштатную библиотеку. Она совсем маленькая, считается библиотекой одного общественного объединения. Правда, члены этого общества туда практически не ходят. Текст они разбирают исключительно по азбуке Бройля. Другие граждане тоже особо туда не стремятся. В общем, теперь это обычная ситуация.
Открою один маленький секрет. Жена постоянно задерживается со сдачей книг. Ей иногда, очень редко, звонят из библиотеки, вежливо просят вернуть книги. Вот и теперь позвонили. Хотя звонок был, честно говоря, необычный. О том, чтобы вернуть книги, ей даже не намекнули. Опять же, крайне вежливо, в изысканных выражениях ее попросили прийти и взять чего-нибудь почитать. И стало мне все слишком понятно и печально. Значит, в библиотеку сейчас вообще перестали ходить. То есть встает вполне практический вопрос: стоит ли вообще давать деньги на библиотеку, в которую никто не ходит? Может, ее закрыть, а персонал отправить на свободный рынок труда?
К этому все и идет. Лет пять назад в Добрушском районе начали закрывать сельские библиотеки — никто не ходит, да и некому ходить. Деревня вымирает, а город переходит к интернету. Где же выход? Как разрулить эту ситуацию?
Думаю, она разрешится сама собой. Никто не спорит, интернет — это большое достижение человечества. Мне кажется, им слишком увлеклись, особенно молодежь. Как всегда, ей сдается, что это достижение уже крайнее, что читать книжки необязательно, даже вредно. С этим спорить не стоит, если задать один вопрос: для составления компьютерных программ нужен прежде всего филологический язык, а потом уже язык математики. Все слишком взаимосвязано, и от этого никуда не уйдешь.
Стоит привести сюжет рассказа Айзека Азимова, сочиненный в прошлом веке. Фантастика, но очень напоминает сегодняшнюю ситуацию. В рассказе детей растили до 17 лет, потом вставляли в голову некую программу, и человек получал какую-то престижную специальность. А если не подходил, его отправляли, так сказать, в избу-читальню. Там сидели такие же бесполезные люди и читали книжки. И все. Они и составляли программы для всего тогдашнего мира. Он по ним и жил. Заметьте, человек бесполезен, когда может только читать, думать, но ничего не производить. А в конце выходит, что весь мир не может жить без этих бесполезных людей. Со всем своим производством и потреблением.
От пороха люди не отказались до сих пор. Зачем им отказываться от книги? Она будет древнее пороха…
Сергей ШЕВЦОВ