Все смешалось… В головах
20 — 30 лет назад было примерно так: «Вас здесь не стояло!» Теперь: «Чего изволите-с?» Довольно крутой поворот, о котором когда-то мечтала «Машина времени».
Вечер. Совершаю моцион. Возле школы перехожу на дорожку, выложенную бетонными плитками. Прямо по курсу что-то зеленеет. Бумажки, наверное, из-под конфет… Ан нет! Самые настоящие денежные знаки! Жаль, не американского происхождения…
Но все-таки это были деньги! При ближайшем рассмотрении вижу: 100-рублевые купюры белорусского Национального банка. 3 — 4 штуки. Лежат себе и никого особо не интересуют. Поднять? Поднял бы, но что на них можно купить? Коробок спичек.
Отхожу подальше, наблюдаю за реакцией прохожих. Абсолютно никакой реакции. Бумажки. Мусор. Правда, один мужчина приостановился. Долго смотрел на сторублевку, потом припечатал модным башмаком и подвел итог нецензурно. Звучно получилось, громко. И обидно для нашей зелененькой денежки.
* * *
Обычная сцена в конце рабочего дня. Знакомый мужик заходит в кондитерский отдел. Сынишке его годика три, и он любит вот именно это печенье… Было, объясняет продавщица, но уже разобрали. Знакомый разворачивается, с намерением уходить. Тут в дамочку вселяется некий черт: «А вот, не желаете… Во рту тает! Или вот!.. А вон то?!» Знакомый закипает, он к такому не привык. Наконец открывает рот: «А иди-ка ты со своими пирожными…» — «Смотрите, а еще культурный, в очках…»
20 — 30 лет было примерно так: «Вас здесь не стояло!» Теперь: «Чего изволите-с?» Довольно крутой поворот, о котором когда-то мечтала «Машина времени». В основной своей массе люди те же, нисколько не поменялись — начало меняться отношение к ним. Продающим гражданам велено проявлять внимание к потребителю, всячески его ублажать, холить и лелеять. Лишь бы купил чего, желательно белорусского. Потому что курс рубля стремительно падает, и я не однажды видел, что мелкие бумажки 50 и 100 рублей используют… Даже не хочу говорить, в каком качестве… У меня есть твердое подозрение, что 100-долларовую банкноту для столь прозаических целей все же не используют.
* * *
Наш универсам через дорогу переживает маленькую революцию. Во-первых, половина зала закрыта на ремонт. Во-вторых, опять начали продавать «плодово-выгодное». Года полтора держались, не продавали, да хронический недостаток оборотных средств заставил. И все равно покупателей крайне мало. Туда даже боязно заходить. Раз зашел — покупай. Одно из двух: или этот универсам покупает какая-то российская торговая сеть, или… Да нет, универсам не закроют. Какой ненормальный стал бы закрывать раскрученный магазин, который знают покупатели?
Негромко, так сказать, тихой сапой российские торговые сети потихоньку скупают белорусскую торговлю. В магазинах этих сетей чуть-чуть дешевле, постоянно устраиваются всевозможные акции: были дорогие шоколадные конфеты, а стали подешевле… И так каждый день. Российские торговые специалисты не зря проводили время в заграничных стажировках.
Был у нас в универсаме страховидный охранник, под два метра, сильно напоминал гориллу. Посмотришь на него, и сразу хочется уйти. Хотел даже позвонить директору: уберите вы, мол, его, покупателей распугает! Сам ушел. В соседний «Рублевский», который был «Брестом». Там, между прочим, всегда полно народу. Скидки, акции, скидки, акции — всегда можно сэкономить трудовую копейку. Не так важна скидка, важен сам факт — покупателю идут навстречу. Да и то понятно: сделав скидку на конфетах, срок реализации которых подходит к концу, магазин с лихвой наверстает в чем-то другом.
* * *
Михаил Мясникович объявил недавно, что импорта на прилавках будет 15%, а белорусских товаров — 85%. Даже трудно это сразу прокомментировать. Если у меня есть приличные деньги, то какой телевизор я куплю — «Горизонт» или «Филипс»? Крайне глупый вопрос. А ведь телевизор «Горизонт» когда-то тоже был популярным брэндом.
Вот уже лет двадцать мы живем от кредита до кредита. Получается — социализм в кредит. Такое возможно? У нас все возможно. Когда-то наступает момент, когда кредиты отдавать уже нечем. 15% и 85% — это из той же очереди. Но вот какая штука: белорусское не покупают, а импортного стало слишком мало. В перспективе намечается финансовая пропасть, в которую можно падать бесконечно.
Одна Россия остается спасательным кругом, тоже не бесплатным. Совсем не даром в военном параде 3 июля будут участвовать и российские войска. Говорят, российские военные довольны теплым приемом. А если задуматься? Поглощение Республики Беларусь продолжается ускоренными темпами.
Политика — это только кирпичи, из которых строится здание, но не само здание, сказал один умный человек.
* * *
Возникла у меня одна мыслишка. Не очень оригинальная, конечно, но, мне кажется, точная. Что такое Республика Беларусь? Что нас всех объединяет? Язык? Есть, есть язык. А кто на нем говорит, кроме деревенских жителей, учителей белорусского языка и литературы, писателей, краеведов и немногих сознательных граждан, определившихся с самоидентификацией? История? Есть и история, которую пишут под очередного «царя». Белорусский народ? Кое-где сохранился, но дети этого народа давно убежали в города, а старики естественным образом умирают. Умирает Беларусь… Кого ж защищать?..
Вот открыли «Беларусь 3» на ТВ, аналог российскому каналу «Культура». Правда, показывают в основном фильмы и передачи, сделанные в СССР. На обочинах дорог появились щиты с лозунгом «Смак беларускай мовы»…
Имеет ли все это смысл теперь? Может, мы уже все — эрзац?
Сергей ШЕВЦОВ
Читайте также:
Не все так сложно, как представляется…
Внизу жизнь идет по своему плану…