TOP

Цены на свинину против российской пропаганды

В июне 2014 г. независимыми социологами НИСЭПИ проведен национальный опрос общественного мнения (методом face-to-face interview опрошено 1519 респондентов 18 лет и старше, предельная ошибка репрезентативности не превышает 0.03). 

Предыдущий, мартовский опрос НИСЭПИ зафиксировал победу экономики над политикой. Несмотря на снижение темпов роста доходов населения, индекс ожидания и индекс правильности курса относительно декабря существенно прибавили. Что касается наиболее «приземленного» индекса материального положения, то в первом квартале текущего года он не изменился.

Интенсивность мобилизационной кампании в России, старт которой был дан в марте, к началу июньского опроса не снизилась. Не снизилась и ее эффективность. Взметнувшиеся вверх после «присоединения» Крыма социальные индексы и рейтинги президента В. Путина застыли на уровнях исторических максимумов.

Сколько еще времени Кремль сможет удерживать российское общество в состоянии мобилизации — вопрос открытый. Но российский случай не является уникальным. Исторический опыт свидетельствует, что мобилизации на базе национализма носят волнообразный характер. Всеобщее единение против общего врага в современном обществе длится приблизительно 6—8 месяцев, первые три из которых — активная фаза. Следующим этапом эволюции национального возбуждения является то, что американский социолог Р. Коллинз обрисовал фразой: «Нервы социума утрачивают чувствительность после оргии упоения своей общностью». После нескольких месяцев эйфории, когда порыв единения сходит на нет, общество оказывается пресыщено национально-объединительными лозунгами. Чтобы заново его отмобилизовать на той же основе, требуется пауза.

Процесс спонтанной демобилизации возвращает общество в привычную жизнь, в которой ничего не изменилось к лучшему: зарплата не выросла, цены не упали, коррупция не снизилась. В результате те же проблемы способны вызвать больше негативных эмоций.

Разумеется, мобилизация белорусов — это лишь бледная тень мобилизации россиян. Тем не менее мобилизационный эффект прослеживается при ответах практически на все политизированные вопросы.

За апрель—май в Беларуси существенно выросли цены на свинину. Судя по гневной риторике главы государства, чиновники очередного скачка цен на очередной продукт массового спроса не заметили. Удивляться этому не приходится. На рынки и в магазины за продуктами чиновники лично вряд ли ходят. Но глава государства, наверное, ходит, о чем он и сообщил 27 мая во время рабочей поездки в Минскую область: «Вы мне сказки не рассказывайте! Потому что вы не ходите на рынки и не видите, как сегодня в цене выросла свинина».

Отметим, что рост цен на свинину произошел на фоне весьма скромного по белорусским меркам роста реальной заработной платы. В январе—мае 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года она увеличилась на 3.6% (на 21.5% годом ранее). При столь скромных экономических результатах индекс материального положения не мог больше удерживаться на прежнем уровне. Он пошел вниз.

Экономические проблемы населения не отразились на индексе ожиданий. Он практически не изменился. Следует, однако, обратить внимание на одновременный рост позитивных и негативных ожиданий, что является верным признаком поляризации общественного мнения.

Мы уже неоднократно отмечали, что 2006 г. делит историю белорусской социально-экономической модели на восходящую и нисходящую стадию. Обратимся к таблице, ранжированной по последнему столбцу. В тройке лидеров сегодня — рост цен, обнищание населения и спад производства. Таков итог четырех неполных президентских сроков А. Лукашенко. Отметим, что острота второй и третьей проблем относительно 2006 г. фактически удвоилась. В заслугу главе государства можно поставить лишь преодоление последствий Чернобыльской катастрофы и снижение остроты проблем безработицы и преступности.

Однако с заслугами не все так однозначно. Актуальность последствий Чернобыльской катастрофы с годами снижается естественным путем. Что касается проблемы безработицы, то белорусы решают ее за счет России, в которой средняя зарплата в 2013г. составила $915.

Необходимо обратить внимание на последнюю строку таблицы. Относительно декабря 2008 г. острота потери независимости Беларуси увеличилась с 5.2% до 9.5%, т.е. почти удвоилась (среди респондентов, доверяющих А. Лукашенко — 7.8%, среди не доверяющих — 12.7%). С учетом событий в Украине и вокруг Украины, такой рост не должен удивлять. Тем не менее проблема независимости продолжает оставаться на периферии общественного сознания.

В противостоянии политических и экономических факторов за право формировать общественное мнение ресурс политического фактора в Беларуси явно близок к исчерпанию. В то же время возможности государства переломить негативные тенденции в экономике не просматриваются. Инфляция набирает обороты. За январь—май розничные цены увеличились на 8.9%, так что удержать ее в рамках запланированных 11% в текущем году не надеется и руководство Национального банка. Если наши предположения верны, то у индекса правильности курса есть реальные шансы вернуться в отрицательную зону уже в ближайшее время.

Iiseps.org

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.