TOP

Без реформы армии «Днепровский рубеж» не удержать…

Действительно ли новый министр обороны Беларуси буревестник перестройки в белорусской армии? Какие реформы нужны и можно ли их ожидать со сменой главы ведомства?

27 ноября Александр Лукашенко своим указом назначил Андрея Равкова министром обороны Беларуси. Он сменил на этом посту генерал-лейтенанта Юрия Жадобина, отправленного на пенсию по возрасту 25 ноября.

Отдельные эксперты рассмотрели в кадровых назначениях украинский след: якобы белорусское руководство примеряет на себя соседский сценарий. И пытается предотвратить наихудшее, избавляясь от небелорусов в руководстве силовых структур. С новым министром обороны связывают надежды на реформирование Вооруженных сил.

Действительно ли он буревестник перестройки в белорусской армии? Какие реформы нужны и можно ли их ожидать со сменой главы ведомства?

На вопросы «Свободных новостей плюс» отвечает бывший военный летчик и пограничник, автор нескольких книг по истории пограничной службы Леонид Спаткай.

Увольнение бывшего министра оборон Жадобина и назначение нового стали полной неожиданностью для специалистов. Чем вызвана эта кадровая перестановка?

В среде офицеров бытует мнение: Жадобин не проявлял старательности в военном строительстве, генеральную линию которого определяет верховный главнокомандующий. Возможно, за бывшим министром водились определенные грешки. Поэтому 60 лет стали поводом для провод на пенсию. Поскольку генерал имел определенные заслуги, будучи начальником СБП и секретарем Совета безопасности, его тихо, «по-семейному», отправили на заслуженный отдых. Все наши говорят, что под ним давно «качался министерский стул». Возможно, последней каплей, переполнившей чашу терпения, стала полунеформальная встреча Жадобина с духовенством в Минском суворовском училище, где он был удостоен награды из рук нового патриарха.

А вот назначение его преемника оказалось полной неожиданностью как для «аналитиков», так и для армейцев. На пост министра прочили и Межуева, и Гайдукевича, и Белоконева, однако эту кандидатуру никто не предполагал. Возможно, идет омоложение кадрового состава. Но не уверен, что от нового министра следует ждать радикальных военных реформ, ведь он — член исполнительного органа, Совета Министров и его функции — воплощение в жизнь идей Главкома.

Значит, надежды на реформирование Вооруженных Сил Беларуси, которые связывали с новым министром обороны, не оправдали ожиданий?

Не думаю, что в ближайший год будут реформы. Любая реформа — это финансы. И немалые: даже переодеть солдат в новую форму — уже серьезные затраты. На сегодня организационно-штатная структура вооруженных сил Беларуси — практически оптимальная, хотя рудименты всегда можно найти.

Авиация? Авиация, похоже, доживает последние дни. Скорее всего, в ближайшее время будет расформирована 181-я авиационная бригада в Пружанах. Ее вертолетный парк, по советским меркам, давно выработал свой ресурс. Кроме того, эти вертолеты принимали участие еще в боевых действиях в Афганистане, где «работали» на пределе. Машины давно исчерпали свой 20-летний ресурс, и хотя специалисты инженерной службы неоднократно продлевали его, он не бесконечный.

По самолетам — ситуация аналогичная. Поэтому на белорусские аэродромы и прилетают российские самолеты. Однако замену собственной авиации на «ландскнехтов» даже при огромном желании нельзя назвать реформированием.

Зато оно реально проводится в пограничной службе, хотя ветеранами-пограничниками и воспринимается довольно болезненно. Но за счет сокращения трех частей «обеспечения», охрана белорусской границы усилилась более чем 400 «штыками».

Руководство Беларуси примеряет украинскую ситуацию на себя. Как повысить эффективность белорусской армии при возникновении новых угроз и вызовов?

Никак. Говорят, пришел министр обороны — беларус по национальности, витебский «малец». Однако национальность и национальное сознание — это разные категории. Вот и опыт Украины свидетельствует, что не все офицеры-украинцы были настоящими украинцами. В тоже время много русских по национальности оказались украинцами по отношению к своей Родине и народу.

В Беларуси 99% среднего и высшего командного состава — выходцы из «советской военной шинели», а сейчас — и из российской, поскольку не только заканчивали советские, а затем и российские военные учебные заведения, но и учили по этим лекалам военному делу своих подчиненных офицеров или курсантов белорусских военных ВУЗов. Поэтому, не дай Бог, чтобы у нас «полыхнуло» типа Витебской или Могилевской «народных республик» — нам никогда не удержать «Днепровский рубеж», просто очень разные «весовые категории» с восточным соседом. Но даже им не следует забывать, что беларусы «памяркоўные» до поры до времени, ведь первые партизанские отряды у нас появились еще в 16 веке. Однако определенное беспокойство вызывает активизация т.н. казаков, которые организуют «православные военно-патриотические лагеря» с подростками. Казаки в белорусской истории — это каратели, независимо откуда они приходили к нам — из Украины или из России. Тем не менее, сейчас опереточные ряженые превратились в реальную силу. Возможно, спецслужбы отслеживают их активизацию, но пока не предпринимают никаких мер.

Способно ли государство перевооружить свою армию в нынешней экономической ситуации?

Перевооружение — длительный и затратный процесс. Закупка одного самолета или вертолета в год — это не перевооружение, а напрасная трата денег. Модернизация армии вовсе не замена трех комбайнов «Дон» на три «Джон Дира» в колхозе, хотя и в этом случае нужно переучить на новую технику не только механизаторов. Перевооружение армии современными танками, самолетами или другой военной техникой требует замены практически всей системы ее обеспечения. Поэтому нам нужно определиться: либо вообще распрощаться с армией в нынешнем виде и оставить лишь непосредственно то, что обеспечивает территориальную целостность и защиту границ — пограничную службу по типу Департамента охраны края; либо объявить народу: люди, времена тяжелые, враг у ворот, надо перейти на хлеб и воду, но армию обеспечить всем необходимым! Однако это же абсурд!

Сейчас Беларусь должна сосредоточиться на первостепенных задачах: охране наземной и воздушной границ, повышении боеспособности пограничной охраны и ПВО. В таком случае реальное сокращение Вооруженных сил станет действительно их реформированием, ибо даже приобретение новых С-300 обойдется Беларуси гораздо дешевле, чем оснащение авиации новыми самолетами, даже Су-27П.

Владимир Журавок

Читайте также о проекте «Рефорум»:

«Бесплатную» медицину белорусы оплачивают из собственного кармана

Беларусь и 50 миллионов прокормит! Если…

Тунеядство сегодня — не столько экономика, сколько политика

«Модернизация» — это красивая обертка для неприглядных процессов

«Секрет успеха — в ВПК свободы больше, чем в машиностроении»

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.