Бойкот выборов не отменяет наблюдения за ними
В этом году белорусская оппозиция намерена довольно активно участвовать в наблюдении за президентскими выборами, которых, по ее же мнению, в Беларуси нет.
Так или иначе, выводы независимых наблюдателей оказывают существенное влияние на заключения международных институтов о степени демократичности избирательной кампании.
Наблюдать тоже будут порознь
До начала избирательной кампании еще полгода, а конфигурацию независимого наблюдения на них можно представить уже сейчас.
Традиционно в Беларуси независимое наблюдение делится на правозащитное и политическое. Правозащитники, в первую очередь в лице Белорусского Хельсинкского комитета и незарегистрированного правозащитного центра «Весна», проведут кампанию «Правозащитники за свободные выборы».
Политическая оппозиция уже анонсировала проведение двух кампаний наблюдения — «Право выбора» и «За справедливые выборы». По мнению ряда экспертов, и здесь отражается разобщенность оппозиционных сил.
Соглашение о проведении совместной кампании наблюдения «Право выбора» подписали Белорусская социал-демократическая партия (Грамада), движение «За Свободу», кампания «Говори правду», оргкомитет по созданию партии «Белорусская христианская демократия» (БХД) и Партия БНФ. Руководителями кампании избраны ответственный секретарь БХД Денис Садовский и член совета движения «За Свободу» Александр Силков.
Вторая кампания наблюдения — «За справедливые выборы» — ассоциируется в первую очередь с сопредседателями оргкомитета по созданию одноименного объединения. Это лидер Белорусской партии левых «Справедливый мир» Сергей Калякин и член политсовета Объединенной гражданской парии Виктор Корнеенко. Кстати, в феврале прошло третье учредительное собрание объединения, в двух прошлых случаях Минюст отказывал в регистрации.
Все три кампании уже участвовали в наблюдении, поэтому определенный опыт и людской резерв в наличии. Да и готовиться к наблюдению стали заранее.
С учетом того, что это президентские выборы, вероятно, что кампании наблюдения, организуемые политической оппозицией, кроме традиционных задач противодействия фальсификациям, будут решать еще и задачи «сопровождения» своих кандидатов. Для «Права выбора» таким может стать кандидат от кампании «Народный референдум», для кампании «За справедливые выборы» — от альянса «Талака».
Почему власти нервничают
Сопредседатель кампании «За справедливые выборы» Виктор Корнеенко не видит противоречий в том, что к наблюдению за выборами готовятся люди, которые заявляют об отсутствии в стране настоящих выборов.
«Если мы ничего не будем делать, то честных выборов в Беларуси не будет никогда. Наблюдение — одна из форм их приближения, и к этому процессу надо привлекать как можно больше новых людей. Мы хотим добиваться проведения свободных выборов, а не планировать очередное поражение», — отметил Корнеенко.
По его словам, власти неспроста реагируют так нервно на независимое наблюдение. Официальные результаты голосования на тех участках, где присутствуют независимые наблюдатели, и на тех, где их нет, отличаются. Как правило, разница в цифрах явки избирателей и распределения голосов составляет 10-15%. Организаторы наблюдения делают вывод, что в случае присутствия наблюдателей подсчет гораздо ближе к реальности.
Действительно, типичные нарушения наблюдателям знакомы уже давно и зафиксировать их при надлежащем уровне подготовки не так уж и сложно, несмотря на противодействие со стороны избирательной комиссии.
Чаще всего, отметил Корнеенко, комиссии не соблюдают процедуру подсчета голосов. По его словам, более 80% наблюдателей от кампании «За справедливые выборы» не могли видеть, что реально происходит за столом для подсчета голосов.
Еще одно очевидное нарушение — приписки явки избирателей. «Конечно, у нас нет таких ресурсов, чтобы закрыть все участки, поэтому работаем выборочно. Считаю, что репрезентативно выбрав, например, 50 участков по стране, можно получить близкие к реальности данные по явке», — считает Корнеенко.
Фиксация нарушений помогает оценке выборов
Эксперт в области избирательного законодательства Сергей Альфер поддерживает идею наблюдения со стороны оппозиционных структур даже на явно недемократичных выборах.
«Смысл в наблюдении есть всегда, — считает он. — Если оно поставлено надлежащим образом, то способно показать, насколько порядок проведения выборов соответствует как национальному законодательству, так международно-правовым нормам. На основании этого наблюдения делаются выводы: являются выборы свободными и справедливыми либо не являются таковыми».
Конечно, возникает вопрос, насколько правдивую картину видят наблюдатели. «В подавляющем большинстве они ее не видят, потому что такова практика наблюдения в Беларуси. Но подобная практика приводит к тому, что выборы будут признаны несвободными и несправедливыми», — отмечает эксперт.
При этом Альфер считает, что независимым наблюдателям вполне по силам составить целостную картинку избирательной кампании. «Представляется, что в пределах от двух до трех тысяч наблюдателей на территории Беларуси в состоянии дать социологическую картинку деятельности избирательных комиссий», — отметил собеседник.
Более того, полагает он, достаточно было бы и двухсот-трехсот по-настоящему независимых наблюдателей. «Это тоже была бы нормальная картинка, особенно если бы они использовали принцип работы ОБСЕ: обходят несколько участков, а на одном из них наблюдают за подсчетом голосов. Даже 200-300 человек могут дать достаточно четкую картину избирательного процесса», — сказал эксперт.
Другое дело, что психологически небольшое количество наблюдателей не выглядит особо выигрышным. «Когда мало наблюдателей, то это дает обиженной стороне возможность заявить, что они не могли ничего видеть, что они делают на основании частных моментов глобальные выводы», — сказал Альфер.
Кроме того, нельзя и забывать о факторе присутствия достаточно большого количества наблюдателей, ангажированных властными структурами. Как показывает практика, они готовы опровергать наличие любых нарушений на избирательных участках.
Сергей Королевич, Naviny.by