TOP

Выше пояса не прыгнешь

Лидеры основных оппозиционных структур, похоже, не будут претендовать на роль соперников Александра Лукашенко на президентских выборах 2015 года. 

Исключение составляет лишь председатель Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько, да и тот резервирует для себя возможность сойти с дистанции.

В итоге кампания априори обещает быть блеклой. Аналитики объясняют такой подход к ней противников режима печальным осознанием того, что выше пояса не прыгнешь. А попусту рисковать кому охота?

Оппоненты режима «сливают» кампанию?

На сойме Партии БНФ 7 марта в Минске ее председатель Алексей Янукевич выдал кое-какие тайны кампании «Народный референдум».

Впрочем, заявление, что «Народный референдум», включающий, помимо Партии БНФ, кампанию «Говори правду», Движение «За свободу» и Белорусскую социал-демократическую партию (Грамада), намерен выдвинуть на выборы совместного кандидата, сенсацией не стало.

Куда значительнее другое откровение: с большой долей вероятности совместным кандидатом (которого назовут в середине апреля) не будет ни один из руководителей входящих в альянс структур. В частности, от Партии БНФ на это амплуа претендуют зампредседателя Григорий Костусёв и представитель «Таварыства беларускай мовы» Елена Анисим.

Кого выставят другие партнеры, пока не ясно, но вот два коалиционных тяжеловеса — лидеры «Говори правду» Владимир Некляев и «За свободу» Александр Милинкевич — похоже, умывают руки.

Следует отметить, что Некляев — единственный оппозиционер, чей электоральный рейтинг по данным НИСЭПИ превышал в декабре статистическую погрешность, составив 3,5% (Милинкевич —2,8%, у Лебедько — 0,8%).

В свою очередь, Костусёв уже был зарегистрированным кандидатом от Партии БНФ на выборах 2010 года и, по мнению обозревателей, выглядел не самой яркой фигурой. Госпожу Анисим как политика вообще не знают. Перспективы стремительной раскрутки этих персоналий на грядущих выборах по очевидным причинам призрачны.

Такой оборот дела многие из политизированной публики воспринимают категорично: оппозиция-де априори делает грядущую избирательную кампанию проходной, формальной. Грубо говоря, «сливает».

«Не спринт, а марафон»

Между тем словоохотливость Янукевича не привела в восторг партнеров по коалиции. Хотя чего там — шила в мешке не утаишь.

«Заявления, которые прозвучали на последнем сойме БНФ, — это внутреннее дело БНФ», — сказал заместитель председателя кампании «Говори правду» Андрей Дмитриев, дав понять, что коллега как минимум поспешил с декларациями от имени всего «Народного референдума».

Вместе с тем, Дмитриев не исключает, что на президентские выборы 2015 года от «Говори правду» может быть выдвинут «молодой кандидат» (Некляеву, напомню, уже 68).

Кампания, по словам Дмитриева, делает ставку «не на спринт, а на марафон», то есть на долговременную стратегию мирных перемен с прицелом и на парламентские выборы 2016 года, и на более отдаленную перспективу.

В этом контексте участие в выборах-2015, по расчетам руководства «Говори правду», может стать этапом продвижения в массы идей «Народного референдума».

Добавлю: вопрос единого кандидата от всей оппозиции на ближайшие выборы перегорел сам по себе. Уже очевидно, что сроки проведения конгресса демократических сил упущены. Да и сама идея во многом теряет актуальность, когда нет цели победить.

Председатель ОГП Анатолий Лебедько признал: да, в рамках ближайшей президентской кампании вопрос о победе оппозиции, по крайней мере на сегодня, не стоит. Хотя, добавляет собеседник, финансовый кризис может все изменить.

Пока же, по мнению Лебедько, реалистична задача «сформировать широкое движение сторонников перемен». При этом от оппозиции в президентской кампании может фигурировать «несколько спикеров»: важен не единый кандидат, а единый сценарий (который может корректироваться по ситуации).

Термин «спикеры» надо понимать так: выборов, а соответственно и реального соревнования, де-факто нет, но есть некая дополнительная возможность артикулировать перед электоратом свои лозунги, концепции.

Сам Лебедько на сегодня — единственный из партийных лидеров, четко заявивший о намерении баллотироваться. На первый взгляд, руководитель ОГП заткнул за пояс тех коллег, что винили его в эгоизме, торпедировании конгресса демократических сил: а с кем там соревноваться-то, если вы в кусты?

Но Лебедько, который, вероятно, выдвинется от коалиции «Талака» (ее костяк — ОГП и посткоммунисты «Справедливого мира»), тоже оговаривает для себя возможность хлопнуть дверью, если выборы окажутся совсем уж несправедливыми.

Сами понимаете, власти будут работать без белых перчаток, так что поводов выйти из игры окажется вагон и маленькая тележка. К тому же не стоит надеяться, что электорат захочет свернуть горы за кандидата с опцией «а может, и снимусь».

Впрочем, точно так же не сулит большого драйва план конкурентов «Талакі» использовать президентскую кампанию для сбора подписей за «Народный референдум». Процесс это, может, и не пустой, но рутинный.

У оппозиции «мало опций»

Для полноты картины добавим, что часть оппозиции (здесь выделяются голоса политических эмигрантов) считает единственно нравственной позицией бойкот «избирательного фарса». Завуалированной формой красивого выхода из игры является лозунг «Статкевич или бойкот».

В последнем случае речь идет о символическом выдвижении единым кандидатом политзаключенного Николая Статкевича. Но шансы, что власть дрогнет в условиях, когда оппозиция беспрецедентно слаба, а Запад снизил требования к режиму, иллюзорны. Таким образом, благородная по форме инициатива представляется по сути прикрытием ухода от политических вызовов дня.

Сегодня у оппозиции «мало опций» для выбора варианта действий в избирательной кампании, заявил директор по исследованиям «Либерального клуба» (Минск) Евгений Прейгерман.

Он поясняет: сильных рычагов для изменения политической ситуации у противников режима нет, и «никто не хочет биться головой о стену».

Для партийных лидеров участие в кампании — это «реальная перспектива получить проблемы без перспективы получить бонусы», отмечает политолог.

От себя добавлю: здесь было бы не вполне корректно говорить лишь о физическом страхе оппозиционных лидеров. Присутствует и сугубо политический расчет: участие в бесперспективной кампании удлиняет шлейф личных поражений, усугубляет имидж неудачника.

Вопрос, однако, в том, когда наступит перелом, придет более благоприятное время (и придет ли?). По мнению Прейгермана, за годы попыток противостоять режиму в лоб, при том что силы были заведомо неравны, статусная оппозиция деградировала, и теперь ей следует прежде всего долгой, упорной работой наращивать собственный организационный, интеллектуальный потенциал.

Александр Класковский, Naviny.by

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.