С чего начнем?
Такого в новейшей истории Беларуси еще не было: сразу несколько женщин объявили о президентских амбициях. Эксперты настроены скептически, в стиле Лидии Ермошиной: не проще ли на кухне борщи варить? Непростое, дескать, это дело, государством руководить…
Мы решили предоставить слово самим претенденткам на звание кандидата в президенты, задав им один-единственный вопрос: «С какой реформы вы бы начали свою президентскую деятельность в случае победы?»
Заместитель председателя Общества белорусского языка имени Франциска Скорины Елена Анисим:
— Я бы начала с возвращения к Конституции 1994 года.
С отхода от нее начались многие проблемы в нашей жизни. Возвращение и реализация изначальных положений Основного Закона позволит вернуть страну на демократические рельсы, исправить крен с белорусским языком, мы станем укрепляться как независимое государство. Надо вернуться к истокам всех наших проблем.
Пока я не могу профессионально ответить — как именно оформить возвращение к Конституции 1994 года, нужно советоваться с юристами. Может, через принятие специального указа или декрета?
Лидер кампании «Наш дом» Ольга Карач:
— Начинать нужно с экономической реформы. За последние два десятка лет в Беларуси сложилась по-настоящему уникальная экономическая модель: странный гибрид недобитого социализма с недостроенным капитализмом и все это с элементами феодализма. Эта уникальность будет очень мешать в проведении эффективной реформы.
При этом нужно учитывать, что Беларусь — неоднородная страна: у Минска одни приоритеты, у регионов — другие. Следует определить для каждого собственные узловые точки, или, если хотите, точки роста.
В экономической реформе особая роль отводится сектору телекоммуникаций и информационных технологий в новой белорусской экономике. Мы говорим и о приватизации «Белтелекома», и о создании в Беларуси сети технопарков. Один из ключевых подразделов нашей программы посвящён разработанной ранее программе IT-развития под названием «IT-страна». Это единственный элемент программы, идеи которого наши эксперты полностью позаимствовали из открытых источников. Главный автор проекта «IT-страна» — генеральный директор компании «БелХард» Игорь Мамоненко. По его мнению, Беларусь сможет получать ежегодно за счет развития оффшорного программирования не менее $7 млрд, при этом финансовые вложения потребуются только в систему IT-образования.
Мы исходим из того, что Беларусь сейчас достаточно интересна для западных заказчиков IT-услуг, тем не менее, на сегодня в лучшем случае в плане IT-разработок вся наша республика эквивалентна (по размерам и денежному обороту) одной индийской IT-фирме, входящей в первую двадцатку.
Программа «IT-страна» ставит очень амбициозные цели: белорусская IT-индустрия должна будет развиваться темпами, в два с половиной раза превосходящими темпы развития Индии. Я хочу реализовать эту идею.
В любом случае Беларусь неизбежно будет вынуждена избавляться от рабочих мест, потребляющих в настоящий момент её ресурсы, в пользу тех, кто эти ресурсы пополняет.
Модернизация страны требует не восстановления советской модели социального сектора, не «возвращения к истокам», а формирования качественно новой модели функционирования человеческого капитала, контуры которой мы только начинаем осознавать. Именно эту масштабную экономическую реформу «Наш дом» и планирует провести.
Член кампании «Говори правду» Татьяна Короткевич:
— Президент — это главный менеджер страны. Его задача собрать команду и руководить ею, а не решать все единолично — от перебора картошки до установления курса валют.
Поэтому в первую очередь надо сформировать правительство. Собрать такую команду, которая способна начать перемены: успешных бизнесменов, профессионалов-чиновников, которые сегодня качественно делают свою работу. Надо пригласить белорусов, которые уехали из страны и добились многого за границей. Уверена, они с удовольствием станут частью такой команды.
Вижу три важных задачи, которые будут стоять перед новым правительством.
Прежде всего — экономические реформы. Нам нужно осуществить переход от административно-командной к социально-рыночной экономике. Речь идет о либерализации экономики с сохранением социальной ответственности системы власти перед человеком, семьей. Сюда входят меры по созданию максимально благоприятного инвестиционного климата, условий для развития среднего и малого бизнеса.
Отдельная задача — создать все условия для развития IT, логистики, инжиниринга. Это позволит пополнить казну и увеличить долю малого и среднего бизнеса в ВВП с 23 процентов (это сегодняшний показатель) до 50 и больше, создать новые рабочие места и смягчить удар от необходимого сокращения государственного сектора и модернизации крупных заводов.
Второе — политическая реформа. Тут ключевой пункт для меня — выборность глав органов местной власти и большая самостоятельность регионов. Демократию надо строить с низов, что позволит регионам встать с колен. Не ждать отмашки из центра: можно ли им, например, заложить в бюджете ремонт школы? Все решать самим. Самим думать, какие инвестиции привлекать в регион, к кому обращаться за ними, кому помогать развиваться.
Выбранная власть — это ответственность. Выбранный мэр, дав обещания, должен будет их сдержать и в первую очередь — заботиться об интересах людей.
В этом же пакете логичен возврат к Конституции 1994 года — к пункту о сроках президентства. Нужно вернуть задекларированные там два срока. Это, кстати, один из самых актуальных вопросов «Народного референдума».
И наконец, третье — социальная защита. Я должна позаботиться о том, чтобы социальные гарантии, обещания государства перед людьми выполнялись. Для чего следует провести ряд глубоких реформ. Это и пенсионная, и реформа в медицине и реабилитации, реформы в сфере труда и занятости. Мы обязаны сделать качественными и доступными образование и медицину, это не подачка, это главная инвестиция государства в свое будущее.
Юрась Дубина
Читайте также:
Квазиэлиты: интересы собственные или национальные?
Контрактная армия — звучит красиво, но нужно просчитать цену вопроса
Лилия Кобзик: Российских туристов теряем, а других не наработали
Быть ли выборам более демократичными?
Ледонид Спаткай: «Зеленые человечки» — вовсе не новация…