TOP

Лукашенко мягко проинструктировал еврокомиссара Хана

Все смешалось в Старом Свете. Некогда Европа с немалым рвением учила «последнего диктатора» хорошим демократическим манерам. Сегодня белорусский президент выглядит в глазах европейцев уже не самым плохим парнем на фоне Путина.

Более того, Александр Лукашенко получил возможность слегка поучить уму-разуму брюссельских эмиссаров высокого ранга. В частности, 17 апреля в Минске руководитель Беларуси мягко проинструктировал еврокомиссара по вопросам расширения и политике добрососедства Йоханнеса Хана, как вдохнуть новую жизнь в инициативу ЕС «Восточное партнерство».

С Брюсселя — хоть шерсти клок

Итак, Лукашенко рекомендует переформатировать ВП «с обычной политики — наверное, этот этап уже пройден, он был, может быть, и необходим — к более тесному конкретному сотрудничеству, основанному на решении экономических проблем».

Также, по мнению Лукашенко, Евросоюзу следует определить несколько направлений сотрудничества с Евразийским экономическим союзом: «Если кто-то в Европе считает, что это объединение можно не замечать, это неправильно».

Можно предположить, что под обычной политикой белорусский президент подразумевает те аспекты ВП, что связаны с внедрением стандартов демократии, вопросами прав человека.

Лукашенко хотел бы переформатирования «Восточного партнерства»

Это для теперешних властей Беларуси действительно скучные и даже дискомфортные материи. Вот, скажем, вопрос с Евронестом — парламентским измерением ВП — для Минска так и подвис, поскольку выборы депутатов в Беларуси Европа не считает полноценными.

Впрочем, не вполне ясно, насколько глава государства готов прорубать окно в Европу для каких-то членов Национального собрания (положа руку на сердце, действительно мелких сошек), пока сам числится в невъездных.

Короче, ну ее, эту политику! Зато все, что связано с материальной выгодой, вызывает у отечественного начальства неподдельный интерес, особенно сейчас, когда правительство ведет интенсивный поиск денег по всем азимутам.

Конечно, деньги Брюссель выделяет скупо, но всякие там гранты на модернизацию пограничной инфраструктуры и прочее — тоже хлеб.

К слову, там порядок цифр — вполне себе. Недавно глава представительства Евросоюза в Беларуси Майра Мора сообщила, что ЕС выделил для обустройства и модернизации инфраструктуры на границе более 4,5 млн евро по линии Госпогранкомитета и около 15 млн евро по линии Государственного таможенного комитета Беларуси.

Деньги из Европы рекой не потекут

Но по большому счету белорусской стороне нужны от Европы технологии (о чем Лукашенко открыто и сказал Хану), инвестиции, на худой конец — кредиты на божеских условиях (сегодня, например, евробонды — слишком дорогие деньги).

И вот здесь налицо объективный тормоз.

«Брюссель ведь не командует европейской экономикой, отдельными фирмами так, как администрация Лукашенко командует экономикой белорусской», — отметил обозреватель-международник Андрей Федоров.

Поэтому, делает вывод аналитик, прорыва в плане инвестиций не стоит ожидать, пока у нас не будут созданы комфортные для западников экономические условия.

Добавлю, что, например, чисто формального совершенствования законодательства в этом плане явно мало. Перед глазами примеры, когда инвестору, который еще вчера был буквально в шоколаде, просто дают пинка, а преуспевающему бизнесмену надевают наручники при довольно мутной мотивации.

Да, бизнес к нам понемногу идет, но процесс развивался бы куда интенсивнее, будь иностранные денежные мешки уверенными, что не придется играть по понятиям, связанным со спецификой белорусского режима.

Кстати, именно в силу своей природы он так опасается приватизации. А состыковывать рыночную европейскую экономику с преимущественно казенной белорусской — это как ежа с ужом скрещивать.

Примерно то же можно сказать о прозвучавшем из уст белорусского лидера на встрече с еврокомиссаром рефрена насчет глобального сотрудничества от Лиссабона до Владивостока.

Во-первых, внутри самого ЕАЭС — альянса явно сырого, недоделанного — исключений из режима свободной торговли пока до черта и больше, на что постоянно пеняет Кремлю само белорусское начальство.

Во-вторых, Европа сегодня откровенно боится Путина, агрессии «русского мира». А в душе этого же боится и руководство Беларуси.

Нелепо говорить о едином пространстве от Лиссабона до Владивостока, отмечает Федоров, когда Россия, составляющая ядро ЕАЭС, и Европейский союз оказались на грани новой «холодной войны» под влиянием украинского кризиса.

Минск выиграл за счет украинского кризиса

Тем не менее, официальный Минск в международном плане как раз выиграл в связи с событиями на Украине и вокруг нее, сумев несколько дистанцироваться в этом вопросе от Москвы и сыграть роль миротворческой площадки.

Этого оказалось достаточно, чтобы в «логово диктатуры» зачастили европейские функционеры и политики высокого ранга. После Ангелы Меркель и Франсуа Олланда, прилетавших сюда в феврале на саммит нормандской четверки, вроде как уже табу и снято.

В итоге белорусский руководитель получил то, о чем, надо отдать должное, последовательно твердил придирчивым западникам всегда: давайте сотрудничать сугубо прагматично! И вот — пожалуйста, сидит напротив еврокомиссар, мотает на ус ценные указания.

Между тем вопросы, из-за которых ЕС давил на белорусский режим, в том числе санкциями, не сняты. В местах лишения свободы остается несколько человек из списка политзаключенных.

Причем их участь усугубляется. Недавно «за злостное неповиновение» добавили год срока анархисту Николаю Дедку. Могут снова перевести из колонии на тюремный режим Николая Статкевича, соперничавшего с Лукашенко на выборах 2010 года. Сгущаются тучи над Юрием Рубцовым, который с «химии» тоже рискует загреметь в колонию.

Тем не менее, европейские политики поговаривают даже о возможном приглашении Лукашенко на майский саммит ВП в Ригу.

Власти тестируют западников?

Так что, белорусские власти продавили-таки свою линию, в частности относительно ВП?

«Не столько Минск добился своего, сколько само «Восточное партнерство» терпит кризис под влиянием украинских событий», — отметил политобозреватель «Снплюс» Валерий Карбалевич.

Новое руководство ЕС, подчеркивает аналитик, само ставит вопрос о трансформации этой инициативы, причем, судя по всему, «именно в сторону прагматизма, акцента на двусторонние связи».

Усиливая же давление на политзаключенных, белорусские власти, не исключено, проводят эксперимент, предполагает Карбалевич, — «до какой степени Запад, Евросоюз готовы закрыть глаза на нарушения прав человека в Беларуси».

Ну, совсем уж закрывать глаза они, конечно, не станут. В частности, напоминает Федоров, санкции не сняты. Однако похоже на то, что вопросы демократии и прав человека в нашей стране Запад аккуратно сложил в отдельную папочку, место которой отведено где-то на краешке письменного стола. А под руками — гораздо более толстая папка с ярлыком «Геополитика».

Но это их письменный стол. Возмущайся не возмущайся, а Брюссель и Вашингтон сами определяют приоритеты и инструменты внешней политики по тем или иным трекам.

Да, она может измениться, но, вероятнее всего, лишь тогда, когда Беларусь действительно созреет для перемен изнутри. Сегодня же картина неутешительна: послушная вертикаль, внушительный силовой кулак, размазанная альтернатива и молчаливый народ.

Александр Класковский, Naviny.by

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.