TOP

«Дайте на хлеб, сколько не жалко!»

Если составить список древнейших профессий, то попрошайничество окажется в первой пятерке. При любой власти, в любой исторический период, в самых разных странах сквозь вереницу лет тянется к прохожим рука просящего. 

Недавно я стала свидетелем разборки с попрошайкой в переходе у Комаровского рынка. Молодая женщина с фотографией малыша просила у прохожих денег на операцию. Жалобные слова лились из ее уст мелодично-горестным потоком. Они-то и привлекли внимание пожилого мужчины, который опознал в ней бывшую, по его утверждению, коллегу по работе, у которой детей не было вовсе. Мужчина, привлекая к себе внимание, громко негодовал по поводу «наглого обмана». Прохожие останавливались. Одни внимательно слушали обличающую информацию, другие тут же приводили собственные примеры безразличия государства, «которому давно на всех наплевать», а некоторые «назло» опускали деньги в пластмассовое детское ведерко. Все действо длилось несколько минут. Женщина скрылась в глубине перехода, а молодой парень, подводя итог «народному вече», изрек мысль о том, что «каждый сейчас живет, как умеет»…

Кто они?

Если составить список древнейших профессий, то попрошайничество, уверена, окажется в первой пятерке. При любой власти, в любой исторический период, в самых разных странах, со строгой моралью и не очень сквозь вереницу лет тянется к прохожим рука просящего.

Мало что изменилось и сегодня. Попрошаек можно встретить в Пекине, Париже, Нью-Йорке, Мадриде… В России количество взрослых и подростков, просящих милостыню везде, где возможно, даже в автомобильных «пробках», невозможно сосчитать никакой статистической службе.

Однако на паперть выходят порой вовсе не те, кого можно включить в списки социально неблагополучных граждан. Беларусь, увы, в этом плане не исключение.

Вот уже несколько лет в самом центре города, в районе набережной Свислочи, прогуливается старушка интеллигентного вида, этакая «одинокая генеральша» с нечеловеческой тоской в выцветших глазах. Она подходит к прохожим по утрам и, извиняясь, просит «на хлеб». Не протянуть ей деньги невозможно! Но если с ней заговорить, то она честно признается, что всю пенсию у нее отбирает пьющий сын, а она боится ему что-либо сказать…

Безногий парень у мебельного магазина возле все той же Комаровки в обмен на 20-тысячную купюру расскажет, что прожить на пособие по инвалидности им двоим с матерью (она тоже инвалид) невозможно. Вот и привозит его мама к «доходному месту» пораньше с утра, а забирает вечером. С бутылкой воды и в памперсах он отрабатывает восемь часов. Иногда в месяц получается почти три миллиона. Олег говорит, что должно быть «равенство». Тот, у кого много денег, должен поделиться с ним. А просить деньги у людей в Беларуси пока еще законом не запрещено! До трагедии (пьяный попал под электричку) он работал мастером по ремонту бытовой техники. Но сейчас официально устраиваться на работу некуда (сколько двуногих мужиков без работы целыми днями шатаются), да и незачем (на улице подадут больше, чем заработаешь)…

Один из офицеров патрульно-постовой милиции Минского ОВД на транспорте привел и другие примеры:

— Встречаются попрошайки, оказавшиеся действительно в безвыходном положении. Кого-то обокрали в поезде, кто-то сам потерял сумку с деньгами и документами. Стоят у входа в вокзал, в метро, просят денег, чтобы добраться домой. Случается такое и с иностранцами. Во всех подобных случаях сотрудники правоохранительных органов связываются с родственниками, с посольством страны, из которой прибыл пострадавший. Кстати, в последнее время все чаще встречаются оказавшиеся без денег и документов жители Украины.

Наверное, многие помнят, что еще несколько лет назад столичный железнодорожный вокзал был пристанищем попрошаек всех мастей — от цыган, назойливо предлагающих погадать, до алкоголиков, собирающих деньги под видом инвалидов афганской войны. Сегодня их на этой территории не встретишь.

— Говорить об организованной преступности в этой сфере, — считает майор милиции Василий Зайков, — уже несвоевременно. Девяностые остались в прошлом. Сейчас совсем другое дело. Или откровенное иждивенчество — на людском доверии можно вполне безбедно существовать хоть всю жизнь, если позволяет совесть. Или же непростая жизненная ситуация, в которой может оказаться каждый, а на помощь государства по закону рассчитывать не приходится. Бывает, к сожалению, такое.

Интернет-попрошайки тоже зарабатывают на чужой доброте

Елена Черкасова, наша читательница из Бреста, рассказала такую историю:

— Осенью прошлого года через сайт second. by отдавала свою одежду после «генеральной» чистки гардероба. Откликнулась на слезную просьбу девушки, которую, по ее словам, обокрали «до нитки». Среди вещей была приметная яркая куртка. Через некоторое время увидела на том же сайте, что она пытается продать ее за 500 тысяч рублей. Свою-то куртку я узнала, и никакой ошибки здесь быть не могло! Я была просто в шоке от такой наглости. После моего сообщения на форуме развернулась бурная дискуссия. Оказалось, что многим известно об этой особе, которая перепродает вещи, которые слезно выпрашивает. Девочки стали вспоминать, что одна выставила на благотворительный аукцион хорошую детскую коляску, чтобы помочь кому-то из детей. Другая мамочка отдала целый мешок мальчуковой одежды, третья — подарила комплект детской посуды и игрушки… Потом все это увидели на поштучной продаже. Продавец — все та же предприимчивая ULA. Вот уж, действительно, «юла»!

Реагировали на мое «расследование» по-разному. Кто-то называл поведение «юлы» моральной нечистоплотностью, кто-то — откровенным надувательством. Были на форуме и такие философы: мол, делайте добро и не заботьтесь, что происходит дальше. Но все это — теории… Когда я подсчитала, приблизительно, доход попрошайки, то оказалось, что сумма получилась весьма внушительной — около 10 миллионов рублей! Даже если на треть предложений найдутся покупатели, согласитесь, неплохие деньги «упали на голову». Говорила, что жить не хочет! Люди от души ведь помогают. Не жалко вещей, бесит другое: хотели ведь помочь тем, кому действительно необходимо!

Я поделилась информацией с модератором одного из «сэкондных» сайтов Натальей Окуленок.

— Знали бы вы, сколько таких «нуждающихся», готовых заработать «живые» деньги на чужой доброте, — сказала Наталья. — Мне каждый день приходят письма с жалобами на перепродажу подаренного.

— Какой может быть выход для тех, кто хочет помочь?

— Выбирайте, кому и что отдавать. По себе знаю: если вещь стоящая и ее можно толкнуть дальше, первыми на предложение откликнутся барыги. Есть сомнения? Вежливо отказываю и жду того, кому нужна моя старая шуба или велосипед подросшего сына.

Читая форумы по совету Натальи, я никак не могла понять, что же на самом деле задевает тех, кто сознательно дарит свои вещи. Недостаточная «степень нуждаемости» получателей? Упущенная собственная выгода? Банальное разочарование… С другой стороны, раз вы отдаете вещи, значит, они вам больше не нужны. Ну и какая разница, что с ними будут делать новые хозяева? От хорошей жизни никто чужое перепродавать не будет. Я убедилась в этом, когда Наталья нашла мне одну конкретную «перепродажницу».

— Сына ращу одна. Бывший муж алиментов не платит. Ребенок часто болеет, помочь некому. На новую одежду просто никогда нет денег, вот и смотрю сайты, кто что дарит, — сказала мне Инна (так она представилась). — Люди ведь не отдают даром новые модные хорошие вещи. Избавляются от того, что уже не будут носить. Почему я не могу их продать и купить то, что нужно сыну? Не отдавайте, если вас волнует эта проблема. Продавайте сами!

Моя коллега, которая много лет работает волонтером, поделилась наблюдением:

— Раньше на благотворительность деньги в интернете собрать было гораздо легче, чем сейчас. Сыграли роль мошенники, но есть, мне кажется, и усталость от бесконечных призывов: «на лечение ребенку», «на еду», «сиротам», «кто сколько может», «срочно!». И каждый, кто читает, понимает, что всем помочь не сможет, даже если захочет. Тут надо выработать для себя определенные правила и делать добро от чистого сердца.

Вот такой вывод. Помогать действительно нужно от чистого сердца. Каждый, кто ждет благодарности и хочет признания за благие дела, так ли искренен в своих порывах и бескорыстен сам? Согласны?

Светлана Балашова

Читайте также:

Нет ни худа, ни добра…

Когда улетают аисты

Факультеты нужных вещей

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.