По ком звонит колокол российской рецессии?
За неполных два года Россия из драйвера экономического роста белорусской модели превратилась в главный источник ее проблем.
Предлагаю читателям две новости, позаимствованные на сайте радиостанции «Эхо Москвы» 20 июля.
«Иностранные специалисты массово покидают Россию. Стали известны данные Федеральной миграционной службы. Так, в прошлом году нашу страну покинули треть работавших здесь немцев, 36% американцев, 38% британцев и более 40% испанцев. Как отмечают «Новые Известия», закрываются представительства и филиалы западных компаний».
«По фактам нарушений в Центре имени Хруничева возбуждены уже 11 уголовных дел. Об этом сообщает газета «Коммерсантъ» со ссылкой на источник. Еще 8 эпизодов находятся на стадии доследственных проверок.Суммарный ущерб, нанесенный производителю ракет-носителей «Протон», оценивается, как минимум, в 16 миллиардов рублей».
Это российские новости. К нам-то они какое имеют отношение? У них своя песочница. У нас — своя. Тем, кто так думает, напомню концовку эпиграфа к популярному в годы моей советской молодости роману Хемингуэя: «…а потому не спрашивай, по ком звонит колокол: он звонит по тебе».
Тут требуется историческая справка. В XVIII веке в Лондоне существовал обычай звонить в колокол в момент казни осужденных. Но казнь совершалась на Тайнбернском поле, а колокол звонил в тюрьме Ньюгейт, откуда осужденные отправлялись на виселицу. Сигналом для звонаря служил почтовый голубь, которого выпускали в момент казни.
Информацию, позаимствованную на сайте «Эхо Москвы», при желании можно принять за почтовых голубей. После «Крымнаша» их выпускают регулярно и не поодиночке, а целыми стаями.
Два года — не срок
В год вторых президентских выборов (2001) реальные доходы населения Беларуси увеличились на 28%. Такой «подскок» стал возможен за счет сокращения инвестиций, в том числе и на жилищное строительство. На следующий год темпы роста доходов ужались до жалких 4%, и электоральный рейтинг А. Лукашенко начал падать. В сентябре 2002-го НИСЭПИ зафиксировал исторический минимум — 27%.
Противники «всенародно избранного» потирали руки в ожидании финала по российскому сценарию. Напомню, что рейтинг «царя Бориса» в 1999 г. перед его добровольной отставкой составлял 5%.
Однако в 2003 г. негативный электоральный тренд сменился на позитивный. Белорусская модель неожиданно обрела второе дыхание, и произошло это под воздействием внешнего фактора. Цена на нефть круто пошла вверх. Россия заполнилась нефтедолларами, что сгенерировало спрос на белорусские товары.
С 2004 по 2008 гг. белорусы пережили «тучную» пятилетку с ежегодным двузначным ростом реальных доходов. В эти годы и сформировались мифы о «белорусском чуде» и ее главном архитекторе. Память о них до сих пор крепко держится в общественном сознании, и потому исключение воспринимается как правило.
Но переместимся из недавнего прошлого в год очередных президентских выборов. В апреле В. Путин в ходе «Прямой линии» заявил, что экономика России сможет восстановиться менее чем за два года. На этот срок, вероятно, ориентируется и его белорусский коллега. Отсюда отказ от разработки каких-либо мер по преодолению кризиса. Главное — переждать. Что само пришло, само и должно уйти.
Но на чем основан оптимизм президента России? Откуда возьмется экономический рост через два года? Проблемы в российской экономике четко проявились еще в конце 2012 года, т.е. задолго до санкций и падения цен на нефть. Немного статистики: в 2011 г. ВВП вырос на 4,5%, в 2012 г. — на 3,4%, в 2013 г. — на 1,3%, в 2014 г. — на 0,6%. В текущем году рост сменился падением: -3,2% за январь—май.
Пророков, предсказывающих возвращение на траекторию экономического роста, хватает как внутри России, так и за ее пределами. Однако никто из них не отвечает на вопрос — а откуда он возьмется, этот рост?
За комментарием обратимся к профессионалу: «Если не будет серьезных изменений с точки зрения экономической политики — не в смысле, какие налоги, какие инвестиции государственные, а как устроена система законодательная, как государство управляет экономикой и т. д., — то в 2017 г. нам тоже неоткуда брать рост. Потому что у нас фактически идет накопление депрессии в экономике. Экономика — это такая штука, что если она впадает в депрессию, то она эту депрессию сама и провоцирует дальше. Поэтому я смотрю на ситуацию при нынешних данных как на рецессию, которая будет накапливаться от года к году» (А. Мовчан, российский экономист).
Третье десятилетие в режиме падения
За первое полугодие ВВП в Беларуси снизился на 3,3%. Согласитесь, прекрасный повод порассуждать на тему грядущей катастрофы. Но что такое катастрофа? В июне центробанк Зимбабве давал за один американский доллар 35 квадриллионов местных долларов. И что? Живут зимбабвийцы. Не так хорошо, как хотелось бы, но живут.
Как тут не вспомнить пояснение сына турецкого подданного Остапа Бендера, которое он дал Шуре Балаганову: «Финансовая пропасть — самая глубокая из всех пропастей, в нее можно падать всю жизнь».
Опыт такого падения у Беларуси имеется. В финансовую пропасть она падает уже третий десяток лет, и в процессе этого падения доля приобретенных транспортных средств на 1000 человек превысила 300 единиц. Для понимания парадокса продолжим цитату: «Имейте в виду, уважаемый Шура, даром я вас питать не намерен. За каждый витамин, который я вам скормлю, я потребую от вас множество мелких услуг».
Благодаря российским «витаминам» рост доходов белорусов был двузначным десять лет из последних пятнадцати. Решение о выделении очередной порции российское правительство приняло в июле. 760 млн долларов — сумма немаленькая, но на обновление автомобильного парка любителям прокатиться с ветерком из нее не перепадет ни цента. Реальность сегодня такова, что новые кредиты отцу белорусской модели нужны для погашения старых кредитов.
С марта прошлого года российское общество находится в состоянии политического возбуждения. Среднестатистического россиянина, как показывают опросы, события на востоке Украины волнуют больше, чем санкции западных стран. Повестку дня в России формирует телепропаганда. Ее влияние фиксируется и в Беларуси. Масштаб, разумеется, не тот, но для проведения избирательной кампании под лозунгами мира и стабильности А. Лукашенко хватит.
Основные события в республике-партизанке, судя по всему, начнут разворачиваться уже после выборов. Но это тема для отдельного разговора.
Сергей Николюк
Фото: Marko Djurica, Reuters