TOP

Тойнби думал про Беларусь

Неадекватность белорусского политического класса современным вызовам с каждым днем становится все очевидней. 

В 12-томном «Постижении истории» Арнольда Тойнби о современной Беларуси не сказано ни слова. Ничего удивительного в этом нет. Последний том датирован 1961 годом. Но это не помешало английскому историку высказать целый ряд идей, без освоения которых невозможен анализ процессов, проходящих в республике-партизанке в режиме «здесь и сейчас».

«Одной из вечных слабостей человеческого разума, — подчеркивал классик цивилизационного анализа, — является склонность искать причину собственных неудач вне себя, приписывая их силам, находящимся за пределами контроля и являющимися феноменами, неподвластными человеку. Это ментальный мир, с помощью которого человек избавляется от чувства собственной неполноценности и униженности».

Нет ничего проще, чем поиск примеров, иллюстрирующих актуальность данного высказывания. Мантру об ухудшении внешнеэкономической обстановки, что стало основным фактором снижения ВВП, на вершине властной вертикали не повторяет сегодня разве что ленивый. Но ленивых там не держат. По крайней мере, в это хочется верить.

Однако трудолюбие не обязательно должно сочетаться с потребностью читать и перечитывать пресс-релизы Исполнительного совета МВФ. Оно и не сочетается. Иначе как можно было не заметить ну хотя бы такой пассаж: «Неэффективность экономической модели Беларуси по-прежнему делает ее весьма уязвимой к экономическим шокам».

Но вернемся к Тойнби: «Пассивная аберрация творческой личности, однажды добившейся определенного успеха, усиливает стремление почить на лаврах и до конца дней своих пожинать плоды обретенного счастья. Безумство этого рода нередко проистекает из иллюзии бывшего героя, будто он всегда сможет повторить свой подвиг, если того потребует ситуация, и будто ему обеспечен успех в ответ на любой новый вызов».

Обычно один и тот же индивидуум не в состоянии дать творческие ответы на два или более последовательных вызова. Это аксиома, и о том, что она не утратила актуальности в современных условиях, нам регулярно напоминает глава белорусского государства.

В своих выступлениях он любит обращаться к началу 90-х, когда Беларусь стояла на краю пропасти, казна была пуста, предприятия не работали, а сельское хозяйство оказалось «не просто в полном упадке, а отсутствовало». Да, есть что вспомнить! И вот из этой безнадежной ситуации Беларусь сумела выйти. И произошло это благодаря сильной власти, сумевшей разработать собственную модель социально-экономического развития.

Модель, как известно, формировалась «от жизни». В этой связи не могу отказать себе в удовольствии, чтобы не процитировать фрагмент из выступления Лукашенко на семинаре руководящих работников в марте 2002 года. Прошло тринадцать лет, а как актуально звучит! «Все, что сегодня мы имеем в экономике, в социальной и других сферах, результат того, что мы все эти годы шли своим путем, мы жили своим умом. Мы не слушали «докторов» из Международного валютного фонда, прописывающих лекарства, которые опаснее самой болезни».

Недостатки как продолжения достоинств

Сегодня в экономике мы имеем падение ВВП, снижение уровня реальных доходов населения и рост безработицы. «Докторов» из МВФ мы по-прежнему не слушаем, что не мешает зазывать их в Минск на регулярной основе. Зачем? — спросите вы. Смотрите фильм «Москва слезам не верит» отвечу я. Как тут не вспомнить гениальный афоризм главной героини: «Не учи меня жить, лучше помоги материально». Этим афоризмом вот уже двадцать лет руководствуется белорусская власть, выстраивая отношения с Западом.

Хаос начала 90-х был порожден сменой моделей, когда в условиях распада государства советская модель уже не работала, а постсоветская еще не работала. Что сделал Лукашенко? Он, по собственному признанию, поднял власть из грязи. Т.е. восстановил бюрократическую «вертикаль» и возродил государственное планирование, «разумно сочетая его с поддержкой частной инициативы».

Такой гибрид, унавоженный российскими дотациями, смог активно плодоносить в «нулевые» годы. Это благодаря гибриду дворы в спальных районах белорусских городов заполнились легковыми автомобилями.

Но. Без «но» тут не обойтись. Наши достоинства — это продолжение наших недостатков. Верно и обратное. «По мере укрепления власти над окружением начинается процесс надлома и распада, а не роста». Это Тойнби. Закреплю данную мысль еще одной цитатой классика: «Наступает психологическая катастрофа, когда субъект, опьяненный успехом, сам становится причиной несчастий, пытаясь добиться невозможного. Это самая распространенная тема афинской драмы V века до н.э.».

Обратимся к официальной статистике. В мае в Беларуси было собрано 222 грузовых автомобиля, что позволило довести количество готовых грузовиков на заводских площадках до 2162 шт. За май не было собрано ни одного зерноуборочного комбайна, за январь—апрель — 64 шт. Готовых на 1 июня — 184 шт.

В качестве комментария приведу фрагмент интервью заместителя министра иностранных дел Елены Купчиной газете «The Slovenia Times»: «По данным статистики ЕС и Всемирного Банка, в последние годы наше благосостояние росло. В регионе Беларусь всегда была второй, после богатого нефтью Азербайджана, по доле ВВП на душу населения, по паритету покупательной способности. На самом деле, Беларусь — очевидный лидер с точки зрения человеческого развития и социального прогресса».

Комментарий, между прочим, позаимствован не из прошлого, а из самого что ни на есть настоящего. Госпожа Купчина дала его в мае. Таков уровень адекватности в министерстве, призванном сыграть ключевую роль в диверсификации рынков сбыта белорусских товаров.

Лукашенко любит закреплять за государственными предприятиями персональных кураторов из экономического блока правительства. На сотрудников МИД данная инициатива пока не распространялась. А напрасно. А потому не могу не воспользоваться случаем, чтобы через газету предложить закрепить замминистра иностранных дел за «Гомсельмашем».

* * *

Формат статьи требует финальной точки. И поможет мне в этом Тойнби: «Отвергнув музыку Орфея ради окрика капрала, лидеры начинают играть на той же способности к подражанию для укрепления своей власти… Власть — это сила, а силу трудно удержать в определенных рамках».

В результате вызовы остаются без ответа. Их можно временно не замечать. Но сами собой они не рассосутся.

Сергей Николюк

Читайте также:

За что боролись…

Главной сегодня объявлена надежда

Отчего такая любовь?

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.