TOP

Александр Федута: Оппозиция верила в победу только в 2001 году

Известный политтехнолог Александр Федута рассуждает об особенностях выборов-2015. 

— Как вы думаете, в этом году на выборах у Александра Лукашенко есть соперники? Имею в виду не столько фамилии, сколько внешние факторы, проблемы в экономике…

— В 2001 году основным врагом Лукашенко был государственный аппарат. Он знал, что чиновники могут предать. Этого не произошло… В 2006 году главным врагом Лукашенко была молодежь. Глава страны понимал, что произошла смена поколений. Поэтому отношение к молодежи в ту кампанию было очень жестким. Но тоже ничего страшного для президента не произошло… В 2010 году самым большим врагом Лукашенко была демократическая процедура. Имитировав демократический процесс в ходе кампании, глава государства потом очень жестко обошелся с большинством его участников… В 2015 году врагов нет.

— То есть Александр Лукашенко может провести демократические, свободные выборы и победить на них?

— Да. Только дело в том, что Александр Лукашенко всегда боится больше, чем имеет смысл бояться. У него в 2010 году оснований бояться не было никаких. Но Лукашенко испугался. Это было видно и за неделю до выборов, и еще несколько месяцев после них.

— Кандидаты от оппозиции принимали участие во всех выборах. Однако они постоянно меняются, если не брать во внимание Гайдукевича. Ни один участник одной из кампаний не пытался баллотироваться в ходе последующих. Почему так происходит?

— Дело не в том, чтобы один персонаж участвовал в нескольких выборах подряд. Господин Гайдукевич, вон, участвует, и что от этого меняется для него? Дело в другом. Дело в том, что белорусская оппозиция не способна обеспечить разработку единого сценария и его реализацию. Вот это самое худшее. И думаю, такая ситуация связана с тем, что после 2001-го никогда не случалось так, чтобы белорусская оппозиция была уверена в возможности победы. А в 2001 году в это верили. Именно поэтому Сергей Домаш снял свою кандидатуру в пользу Владимира Гончарика. И сам Домаш, и его штаб тогда верили в возможность победы.

— На президентских выборах в Беларуси бывают пророссийские кандидаты? Или это преувеличение? Каким образом Россия вообще вмешивается в белорусские выборы, и делает ли это?

— Влияние России на президентские выборы в Беларуси измеряется предвыборными кредитами белорусскому правительству. Понимаете, может еще что-то быть. Могут демонстрировать фильмы типа «Крестного батьки». Могут быть попытки давления через определенные высказывания определенных деятелей. Например, «мухи отдельно, котлеты отдельно». Или: «Пусть он сначала Шеремета выпустит». Все возможно. Но это все слова. Настоящее влияние — это экономика. Настоящее влияние — это всегда кредиты, получаемые белорусским правительством накануне выборов.

— Вопрос о программах кандидатов. В белорусских условиях они вообще имеют значение?

— Я знаю только одного человека, который в 2010 году голосовал за программу. Это был мой научный руководитель, доцент Гродненского университета Игорь Егоров. Когда меня выпустили из «американки», уже после суда я приехал в Гродно, мы обнялись, и Егоров откровенно сказал мне, что голосовал не за человека, а за программу. Которую даже не читал, а название было красивое — «Миллион рабочих мест». И попросил у меня прощения.

— Что будет со страной после выборов-2015, по вашему мнению?

— Все новое — это хорошо забытое старое. Что-то снова повторится… Вы спросите у белорусов, почему они держат дома вместо белорусских рублей валюту. Люди знают, что скоро выборы, понимают, что это может означать. Но именно потому, что белорусы адаптировались к ним, им все равно, что произойдет потом. Для большей части. Белорусы, как, простите, тараканы. Только что дустом не пробовали травить. Но я думаю, что если даже попытаются дустом, то мы выживем.

Алесь Пилецкий, «Еврорадио»

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.