Россия лишилась своего мощного оружия
Золотые годы, когда все боролись за газпромовский газ, позади.
«Много лет имевшаяся у России возможность перекрыть поставки энергоносителей в случае повышения градуса напряженности в ее отношениях с Западом представляла угрозу: большая часть Европы могла остаться зимой без отопления. Однако в связи с падением цен на энергоносители трубопроводная политика Кремля кажется гораздо менее грозной», — отмечает Майкл Бирнбаум в The Washington Post.
«Российский энергетический гигант «Газпром», который давно уже изобличили как дубинку Кремля, наблюдает падение спроса на свой товар до самого низкого уровня за всю постсоветскую историю. У стран, раньше полностью зависевших от его газа, появились другие варианты. А к следующему месяцу концерн должен решить, будет ли оспаривать антимонопольный иск, предъявленный ЕС и чреватый тем, что «Газпрому» придется навсегда проститься со своей жесткой тактикой взаимодействия с Европой», — указывает автор.
«Ослабление «Газпрома» дало Западу возможность жестко прижать Россию за подогревание конфликта в Украине, не опасаясь, что в ответ она мстительно отключит газ. После ядерной сделки с Ираном, которая, вероятно, направит в Европу потоки нефти и газа из региона, «Газпром» может быстро стать еще менее влиятельным. Это резкая перемена для компании, которая за последние десять зим дважды перекрывала поступление газа в Европу в моменты политических разногласий с Украиной», — говорится в материале.
«Испуганная постоянной угрозой прекращения поставок энергоносителей, Европа устроила строительный бум, чтобы облегчить себе получение газа от других поставщиков, а также его перекачку из одной европейской страны в другую», — напоминает Бирнбаум.
«Теперь руководство «Газпрома» проявляет готовность пойти на мировую — необычный ход для компании, которая зачастую вела себя как оплот суровой несговорчивости», — отмечает автор. В июне Миллер, глава концерна, заявил, что Путин просил его провести переговоры о продолжении поставок газа в Европу через Украину. С точки зрения Бирнбаума, это «молчаливое признание того, что попытки найти другие маршруты пока ни к чему не привели».
Поставки газа в саму Украину пока остаются предметом споров, говорится в статье.
«Руководство «Газпрома» также сообщило, что хочет прийти к компромиссу с ЕС по поводу антимонопольного иска. Прежде чем сделать этот ход, концерн заявил, что не относится к европейской юрисдикции, так как фактически является подразделением российского правительства», — указывает Бирнбаум.
«Газпром» находился в режиме отрицания долго, очень долго, — цитирует журналист слова московского аналитика Ильдара Давлетшина. — Ясно, что золотые годы, когда все боролись за газпромовский газ, позади, и «Газпром» понемногу приспосабливается к новым условиям».