TOP

Раз уж назвался поручителем…

История началась в белорусском городке Верхнедвинске еще в 2008 году. Семья Александра и Натальи взяла в «Белагропромбанке» 14 тысяч долларов кредита на покупку дома. Курс доллара тогда был равен 2000 рублей.

Поручителей у семьи оказалось четверо — мама Александра, папа Натальи и двое знакомых. Год кредит платили исправно, но тут курс доллара резко скакнул, и поручители начали получать «письма счастья» из банка и суда. Как выяснилось, Александр дом хоть и купил и живет в нем, но записал его не на себя. То есть на бумаге у Александра дома нет.

Один из поручителей, Олег А. из Верхнедвинска, платит кредит за бывшего коллегу уже пять лет. За это время выплатил порядка 7000 долларов.

«Мы тогда работали с ним в ЖКХ, были коллегами. Нормальный вроде парень, попросил помочь, чего ж не помочь?» — рассуждает Олег. Он постоянно интересовался, выплачивается ли кредит в срок, Александр заверял, что кредит гасится — волноваться не стоит.

«Саша постоянно кормил завтраками — я, мол, завтра заплачу. И в итоге пять лет я за него плачу кредит, уже выплатил порядка 7000 долларов. У меня из зарплаты высчитывают 40%! 21 августа будет суд. Я хочу, чтобы с меня перестали высчитывать, ведь других поручителей не трогают», — говорит Олег.

Платить Олег будет и дальше, до погашения кредита, ведь на суды Александр не является.

Единственный выход у поручителя Олега — уволиться с работы, которая ему нравится, и перестать выплачивать долги по чужому кредиту. Олег работает на одном месте уже два десятка лет, на хорошем счету у начальства, и работа ему по душе.

Мама Олега, Алина Викторовна, на пенсии, она лично изучила все бумаги из банков и от судебных исполнителей. «Я староста деревни, и каждый месяц у нас проходит собрание с милицией, где собираем всех тунеядцев, пьющих, проводим профилактические беседы. И что же это получается, своего сына тоже буду так же «профилактировать»?» — спрашивает мама Олега.

Еще один поручитель, Наталья Д. из Верхнедвинска, говорит, что пережила и неоднократную опись имущества, и уголовное дело. Как только Александр перестал выплачивать кредит, в дверь Натальи постучали судебные исполнители и описали имущество. История повторялась несколько раз. Наталья вспоминает, что в свое время прятала мебель по соседям, чтобы ее не забрали в комиссионный магазин.

«Даже на стиральную машину наложили арест! Сказали, что это не предмет первой необходимости, можно постирать руками — с тремя детьми-то! Мой муж четыре года не вылезал из заработков, я отдала ребенка в сад в годик, чтобы выйти на работу и выплачивать этот кредит! И мой дурачок едет в Россию на заработки, чтобы выплатить кредит!» — говорит Наталья.

Женщина рассказывает, что судебные приставы перестали ходить, когда ее муж уволился и уехал в Россию на заработки, а в семье появился четвертый ребенок. Наталья вспоминает, что из-за этого появилось уголовное дело… за кражу имущества.

История вышла такая: с декретных денег Наталья купила компьютер, отдала за него 2 миллиона рублей. Но не успела даже толком попользоваться техникой, как судебный исполнитель наложила на компьютер арест.

«Я на коленях стояла перед судебным исполнителем, чтобы компьютер не забирали, ведь только купили! Но она осталась при своем. Тогда я занесла компьютер соседям, и когда через неделю за ним пришли, на меня завели уголовное дело за хищение компьютера. За хищение у самой себя!» — вспоминает Наталья.

Как выяснилось, еще одного поручителя, тестя Александра, в банке не ищут — он тоже давно на заработках в России, и банк найти его, понятное дело, не может или не хочет.

А вот мать Александра, Людмила Федоровна, тоже с пенсии выплачивает кредит. Мать свято верит в то, что сын чист перед законом.

Мы нашли самого Александра, который на данный момент числится в минской фирме. 39-летний мужчина сначала заявил, что платит по кредиту — «по мере возможности, конечно, — 100 баксов плачу иногда». Но позже все же признался: раз суд решил, что кредит платят за него поручители, — пусть платят, а у него нет денег. Ни на алименты троим детям от первой жены, ни на выплату кредита, ни тем более на ту сумму, которую за него платят поручители.

Ситуацию прояснила бывшая жена Наталья. Женщина живет со вторым мужем и пятью детьми в Полоцке. Трое из них — от первого брака. На них положены алименты, однако от бывшего мужа Наталья не видела денег уже полтора года.

«Саша — патологический врун! Он взял кредит, мы купили дом, и пока я жила в этом доме, я платила кредит. Но когда он выгнал меня с тремя детьми, я платить перестала. И мне очень жаль поручителей».

В отделе проблемных задолженностей «Белагропромбанка» по Витебской области «Еврорадио» пояснили, что сделать с таким недобросовестным кредитополучателем по закону ничего нельзя:

— Если кредитополучатель ничего не имеет, то ответственность за кредит лежит на поручителях. Пока они работают, будут платить за кредит. Единственный выход избавиться от такой задолженности — выплатить кредит и подать в суд на кредитополучателя с целью взыскания суммы кредита.

Тамара Савич, «Еврорадио»

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.