TOP

Варианты голосования

До очередных выборов — рукой подать. А политизированная публика все никак не определится: как голосовать? Да и голосовать ли вообще? 

В узких кругах циников посмеиваются, вспоминая анекдот про советы опытной бабушки внучке-невесте: «Крутись — не крутись, внучечка…»

А мы с вами все-таки поразмышляем: какой вариант нашего поведения в день выборов предпочтительнее для нас с вами в зависимости от того, чего мы хотим.

Итак, первая аксиома: ваш голос бесценен. Один раз в 5 лет, в президентские выборы, власть опускает глаза долу, от небес к земле и пытается услышать, чего же хотят эти люди там, внизу. Вот тогда-то прагматикам и надо лезть в приоткрывшееся «окно возможностей»: ходатайствовать перед властью, чтобы крышу дома починили, дорожки заасфальтировали, детскую площадку обиходили и далее по списку… Именно в этот короткий «вегетативный период» расцвета любви к народу перед выборами открываются общественные приемные провластных общественных структур, налаживаются прямые линии для общения с избирателями аж глав местных администраций. В общественном транспорте по поводу и почти без оного чаще, чем обычно, звучат поздравления в адрес сограждан от имени местных Советов и околовластных структур. Не знаю, оплачивает ли кто-либо свою скрытую провластную рекламу или же это делается за счет бюджета. То есть налогоплательщиков.

Не сразу после выборов, но скоро прямые линии с высокими должностными лицами сойдут на нет. Общественные приемные тоже имеют свойство тяготеть к переходу в «режим ожидания» следующих выборов. То есть постепенно минимизировать активность, а то и вовсе рассасываться. Как улыбка Чеширского кота.

Так почему же ваш голос бесценен? Потому что в идеале большинство прямым голосованием в состоянии изменить тренд развития страны. Или законсервировать статус-кво.

Вторая аксиома действует при либеральных демократиях: мнение внушительного меньшинства тоже учитывается при выработке государственной политики победившей партии. И вносит в нее существенные коррективы. 25-30% голосов, отданных на выборах за политическую альтернативу — это уже не мало. Авторитарные режимы, конечно, не считаются с меньшинством, пока его численность не приблизится к половине от общего числа голосующих. Или пока меньшинство не самоорганизуется настолько, чтобы отобрать власть. Но это не наш случай. Мы, белорусы, мирные люди — и так далее, как поется в гимне.

Итак, проще всего тем, кто уже определился давно и навсегда, и собирается голосовать за лидера президентской гонки. Т.н. «ядерный электорат» Лукашенко в основном дойдет до избирательных урн и осуществит судьбоносное волеизъявление. Его итоговая цифра будет принципиально разной при гипотетической явке в 100% или в 50%. Думаю, это понятно. При 100%-й фантазируемой явке поддержка лидера в 40% от общего состава избирателей в цифрах составит именно 40%. А при 50% явке эта же поддержка превращается в 80% от пришедших. То есть для основного кандидата сегодня выгодно, чтобы сторонники структурных реформ и демократизации страны в день выборов к урнам не пришли. Предложить-то власти практичным белорусам по большому счету нечего, кроме «белорусского мира без войны». Правда, это совсем немало для республики-партизанки. И тем не менее, многие хотят, чтобы все было на столе, а не в телевизоре.

Для всех прошлых президентских выборов это была бы правильная стратегия — не работать на сверхявку. Но сейчас ситуация осложнилась крайне неблагоприятным для страны серьезным экономическим кризисом, выхода из которого нет, кроме как на путях самореформирования. Властный организм сильно ослаблен внутренней экономической инфекцией; политический иммунитет подорван затяжным характером заболевания.

До сих пор международные наблюдатели по линии ОБСЕ и СНГ, дипломаты западных миссий и союзных по ЕАЭС государств не сильно «заморачивались» малолюдными залами для голосования в день парламентских выборов в больших городах. Все знали, что парламент в Беларуси — структура ограниченная по своим возможностям и что центр власти находится в столице не на улице Советской, а на улице Карла Маркса.

А вот если полупустые залы, да еще в электоральное «прайм-тайм» будут впервые на президентских выборах, — это будет доложено во всех значимых для Беларуси внешнеполитических «центрах силы». И это будет означать, что внешнее давление на Беларусь ради тех или иных геополитических, экономических или военно-политических интересов обязательно усилится. Легко давить на того, кто не пользуется безусловной поддержкой большинства народа. Об этом не раз говорил мне мой учитель в политике Аркадий Вольский, объясняя азы реальной, а не книжной политики.

Определились в своем политическом выборе и оппоненты власти — радикалы. Они голосовать не пойдут, — и точка. Так же поступят аполитичные граждане, которых не так уж и мало. Их доводы — «от меня ничего не зависит» или «я и так хорошо живу без всяких там выборов».

А вот значительная часть интеллигенции плюс все люди других социальных слоев умеренно-оппозиционных взглядов — в смятении. В прошлом т.н. «вменяемые инакомыслящие» либо голосовали «против всех», либо искали минимально приемлемого для них кандидата с хотя бы частично схожими взглядами.

Как может проголосовать эта категория избирателей? К каким-то из выборов в прошлом, когда активно обсуждались варианты выбора из всех зол по принципу наименьшего, я уже комментировала публично каждый из них. Напомню: голосование «против всех» — скрытое делегирование доверия действующей власти. С одной стороны, человек предъявляет высокую гражданственность, утруждая себя походом на участок в выходной день, когда у него вообще вроде нет мотива тратить на нерезультативное дело полчаса личного времени. С другой стороны, он демонстрирует частичное несогласие с проводимым властью курсом и надеется своим голосованием повлиять на коррекцию этого курса. С третьей стороны, гражданин отчасти авансирует доверие власти, не голосуя за ее оппонентов.

В этот раз значительная часть «гражданственного электората» уверенно проголосует за Короткевич. Причины — попадание в «яблочко» с образом кандидата, гибкая тактика, именуемая «хватай — всех» и травля со стороны «дедов» от оппозиции.

Наконец, не исключаю, что кто-то решит последовать старым рекомендациям жирно (или маркером) перечеркнуть бюллетень для голосования. Это послание следует читать, как полный отказ в доверии и власти, и оппозиции, и самой системе выборов в нынешнем виде. И одновременно как желание предупредить власть, что есть понимание властной политтехнологии. И что человек своим протестным участием в выборах осознанно старается уменьшить процент проголосовавших именно за власть. Политический нонконформизм без радикализма. Чем больше людей проголосовало так, тем меньший процент поддержки получит фаворит гонки. И именно на эту категорию голосующих больше всего действуют скандалы и конфликты во время выборов, побуждая отказаться участвовать в выборах. По принципу, «чума на ваши оба дома!»

Ставки основных игроков сделаны. Скоро — финал.

Ольга Абрамова

Читайте также:

Спросите молодых

Социология: игра в «веришь — не веришь»?

Мы, минчане…

Теперь дело за президентом?

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.