Объективный замер, или игра в одни ворота
Эксит-полл — одна из методологий, которая позволяет установить примерный результат выборов. Имеет ли смысл их проведение на президентских выборах в Беларуси?
— В Беларуси эксит-полл уместен, учитывая, что доверия к тем результатам выборов, которые озвучиваются участковыми избирательными комиссиями, потом территориальными, а затем уже Центральной избирательной комиссией, мягко говоря, нет. В том числе и у организаций, которые занимаются наблюдением за выборами, — отмечает координатор кампании «Правозащитники за свободные выборы» юрист Валентин Стефанович.
Эксперт поясняет, что процедура подсчета голосов в Беларуси непрозрачная, и невозможно соотнести то, что наблюдатель видит на участке, с теми результатами, которые отображены в протоколе по итогам голосования.
— Опросы избирателей на участках для голосования (только социологическими организациями, поскольку наблюдатель не имеет права опрашивать избирателей) позволяют сделать определенное социологическое заключение о том, как же все-таки голосовали избиратели. Эти заключения опасны для властей, поскольку потом их можно соотнести с официальными результатами выборов, — считает юрист.
В Беларуси для проведения таких опросов необходима лицензия Национальной академии наук. Сейчас определили шесть организаций, которые могут проводить такие опросы.
— В основном, это проправительственные организации или вообще структуры государственной власти, — говорит Валентин Стефанович. — На основании данных этих организаций белорусов будут убеждать, что результаты выборов реальные и соответствуют социологическим срезам. И таким образом опровергать результаты других независимых социологических служб, которые, я думаю, будут делать какие-то замеры после выборов, пытаясь определить реальные раскладки, за кого кто голосовал, — считает координатор кампании «Правозащитники за свободные выборы».
По словам эксперта, «это будет такая манипуляция общественным сознанием».
— Эксит-полл в наших условиях в определенной степени полезен, поскольку дает представление, как реально распределились голоса кандидатов, если только перед теми, кто проводит опросы избирателей не стоит другая задача — убедить, что данные совпадают, и это есть реальное отображение волеизъявления народа, — резюмирует Валентин Стефанович.