«У вас много людей рассчитывают на государственную поддержку»
Известный чешский эксперт Ивана Дуфкова рассказывает о ностальгии по ЧССР, страхах чехов от «нашествия» нелегалов, коррупции в органах власти, условиях прихода в Беларусь чешского бизнеса и особенностях постсоветского менталитета.
— Ивана, сейчас основная головная боль для европейских стран — наплыв беженцев из стран Ближнего Востока. В этой связи количество еврооптимистов в Чехии не сильно «усохло»?
— Волна беженцев создает для нас серьезные проблемы. Правда, мы для них на данный момент представляем больше транзитную страну. Конечный пункт их устремлений Германия, где социальная поддержка выше, чем у нас.
Правда, в Евросоюзе идут переговоры о квотах беженцев в каждой стране. Чехия мононациональная, монокультурная страна. Многие у нас боятся, что придут люди другой культуры, иного образа жизни.
Конечно, количество еврооптимистов уменьшилось. Но все равно их намного больше, чем евроскептиков.
— А по временам ЧССР в вашем обществе нет ностальгии?
— Чешская Республика — небольшая страна, которая действительно была частью советской империи, но наше общество хочет поскорее об этом забыть. Поэтому в свое время оно окончательно определилось с главными приоритетами — это европейские лекала и стандарты. Правда, для этого надо было принять ряд разных законов и правил, чтобы соответствовать требованиям ЕС. Как показывает время и наши теперешние показатели во многих сферах жизнедеятельности, наш выбор был полностью обоснованным и правильным.
— Действительно, среди стран Восточной Европы по экономическим показателям вы в числе лидеров…
— Экономически за последние два года мы выглядим очень неплохо, даже по сравнению с западноевропейскими странами. Ради справедливости надо сказать, что наши соседи — словаки, которые ввели недавно евро, тоже очень сильно поднялись по многим экономическим показателям.
— Белорусы, как и большинство наций, достаточно прагматичны. И нас интересует прежде всего, как живет теперь среднестатистический чех, насколько доволен жизнью, сильна ли безработица, много ли ваших соотечественников уезжает на работу в другие страны?
— Думаю, что не так уж и много. У нас общая граница с Германией и Австрией. Конечно, жители приграничных районов стараются устроиться на работу туда. Зарплаты наших врачей и медсестер, например, ниже заработков их немецких и австрийских коллег. Поэтому некоторые наши медработники уезжают в эти страны, а также в Великобританию. В отдельных чешских медучреждениях не хватает теперь специалистов. Но это некритично. И при этом хочу сказать, что чехи сами по себе довольно консервативны. У нас не принято менять место жительства из-за работы даже внутри страны. Может быть, отдельные молодые люди, студенты вузов уезжают на год-два работать за границу, но при этом большинство из них возвращается. Это, конечно, является добрым знаком для будущего нашей страны.
— На кого равняется Чехия сегодня?
— На Германию. Немцы — наши соседи. Мы исторически много веков жили вместе. Чехи для немцев тоже, надо сказать, не чужие.
— Что для вас Беларусь и белорусы?
— Если смотреть новости, то найти информацию о вас довольно сложно. Надо признать, что мало чехов знает о том, что происходит в Беларуси на самом деле. Если, конечно, речь не идет о бизнесменах, связанных с вашей страной, или ученых, экспертах, занимающихся изучением Беларуси в разных областях.
— Вы не могли не заметить перемен, которые у нас произошли за последние годы. И эти перемены со знаком «плюс» или со знаком «минус»?
— В свое время я много путешествовала по странам Советского Союза. Потом был большой перерыв в 25 лет. В начале этого года я приехала в Беларусь и была приятно удивлена. Конечно, я пока была только в Минске и не ездила в другие города, но впечатления пока очень позитивные. Негативных впечатлений у меня на данный момент нет. Правда, услуги для туристов могли бы быть более качественными.
— И это все ваши замечания?!
— Я не экономист, но мне кажется, что вам надо больше поддерживать бизнес и частную инициативу предприимчивых людей. Есть еще некая инертность в том, что у вас много людей рассчитывают в основном на государственную поддержку. В нашей стране, по крайней мере молодые люди, гораздо больше рассчитывают на свои силы. Они выросли уже в другой среде и привыкли брать ответственность на себя, использовать собственные знания, навыки и таланты.
— Насколько близкая вам тема коррупции актуальна и болезненна для Чехии?
— Если попытаться проанализировать последние 25 лет, то коррупция на бытовом уровне практически исчезла. Взятки полицейским, чиновникам практически ушли из чешской повседневности.
Безусловно, есть такие сферы, как государственные закупки, отношения крупных бизнесменов и больших чиновников. Тут есть вопросы. Но при этом должна сказать, что наша прокуратура в последние 3—4 года активно работает и вскрывает незаконные схемы, формируемые представителями некоторых крупных бизнес-структур и руководителями властных структур высокого ранга. Так что тут, на мой взгляд, больше поводов для оптимизма, чем пессимизма.
— Для чешского бизнеса Беларусь интересна?
— Уверена, что есть наши предприниматели, занимающиеся бизнесом в Беларуси. Но, думаю, в не очень большом количестве. Пока у чехов очень мало информации о вашей стране и белорусских бизнес-кругах. Ответить на вопрос, кто и что в этом виноваты, мне сложно.
— Вы долгое время сотрудничаете с представителями белорусского негосударственного сектора, в частности, исследовательскими центрами. Что вы можете сказать об этом сотрудничестве?
— Мне кажется, что у ваших центров есть хорошие связи с государственными структурами, третьим сектором, другими подобными центрами, средствами массовой информации. Насколько я знаю, есть уважение к их работе со стороны всех заинтересованных структур.
Что касается сравнения работы у вас и других странах бывшего социалистического лагеря… Лично мне сотрудничать с экспертами из Беларуси крайне комфортно.
Александр Коктыш
Автор благодарит исследовательский центр SYMPA (школа молодых менеджеров публичного администрирования) за помощь в организации интервью