Чем заплатит Беларусь за новые кредиты?
В ближайшее время официальный Минск планирует заключить новые кредитные программы на общую сумму до 6 млрд долларов.
Интрига заключается в том, что официально пока никто не заявил, какие условия получения кредитов должна будет выполнить Беларусь.
Как заявил 19 ноября министр экономики Владимир Зиновский, «мы практически выходим на новую программу с МВФ». Все последние дни, уточнил он, переговоры с фондом длились по 14—16 часов в сутки, и в ближайшее время стороны планируют выйти на решение о кредитовании Беларуси.
К слову, в первой декаде декабря может быть достигнута еще одна схожая договоренность — о выделении Беларуси кредита Евразийским фондом стабилизации и развития. Как и в случае с МВФ, речь идет о предоставлении Беларуси кредита на сумму до 3 млрд долларов.
Таким образом, если две программы с кредиторами будут подписаны, Беларусь может получить новые займы на сумму до 6 млрд долларов. Правда, не сразу, а траншами. Деньги будут выделяться Беларуси в случае выполнения параметров кредитных программ. Условия получения новых кредитов официальный Минск пока не раскрывает.
Очевидно одно: обязательства властей перед кредиторами будут касаться разных сфер — и социальной, и промышленной, и монетарной политики.
Так, по информации БелаПАН, проект Основных направлений кредитно-денежной политики на 2016 год, подготовленный Нацбанком, написан с учетом рекомендаций кредиторов.
В будущем году Нацбанк планирует таргетировать только два показателя — рост широкой денежной массы на уровне 16—20% (для снижения инфляции до 12%) и золотовалютных резервов (предполагается, что последние вырастут на 300 млн долларов).
Брать на себя обязательства по темпам снижения ставки рефинансирования, как в былые времена, а также задавать темп роста кредитования экономики Нацбанк сегодня не хочет.
По информации БелаПАН, позиция Нацбанка состоит в том, что дополнительные целевые ориентиры (касательно темпов роста кредитования и снижения ставки рефинансирования) могут быть негативно восприняты кредиторами.
Поэтому, определяя задачи на 2016 год, Нацбанк не стал делать шаги, которые могут быть негативно расценены международными финансовыми организациями. «Нацбанк собирается продолжать в будущем году политику монетарного таргетирования с целью контроля над инфляцией. Если инфляция будет замедляться в 2016 году, у нас естественным образом может произойти снижение ставки рефинансирования. В то же время, если прогноз по снижению инфляции не оправдается, ставку рефинансирования нельзя будет двигать вниз», — отмечает научный директор Исследовательского центра ИПМ Ирина Точицкая.
По мнению эксперта, таргетирование ставки рефинансирования и темпов роста кредитования могло бы вызвать подозрение у кредиторов, что власти собираются в будущем году смягчать кредитно-денежную политику, и поэтому Нацбанк не стал ставить во главу угла эти параметры на 2016 год.
Наряду с обязательствами в монетарной сфере Беларуси наверняка придется выполнять иные условия кредиторов, считает директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик. «Речь сегодня идет о получении кредита МВФ в рамках так называемого механизма расширенного финансирования, это означает, что предполагается широкий спектр структурных изменений. В нашем случае это означает, что должны быть взяты обязательства по реструктуризации проблемных предприятий, по ограничению директивного кредитования, а также по реформированию рынка труда», — говорит Чубрик.
С учетом масштабов предполагаемых реформ обязательно должны быть предусмотрены меры по социальной защите населения, убежден экономист. «Перед МВФ, вероятно, придется взять в том числе и социальные обязательства для защиты уязвимых слоев населения, которых в наибольшей степени коснутся планируемые реформы», — предполагает Чубрик. По его мнению, с учетом планируемых реформ необходимо повышать пособие по безработице до уровня бюджета прожиточного минимума. «Когда ожидается реструктуризация предприятия, высвобождаемых людей необходимо защитить, поскольку они могут потерять место работы не по своей вине, а в связи с проводимыми реформами», — считает Александр Чубрик.
Вместе с тем, несмотря на наличие чувствительных для населения моментов, официальные лица пока не разглашают содержание переговоров о новой программе с кредиторами, и это обстоятельство вызывает у представителей делового сообщества недоумение.
«Обществу необходимо предоставить план дальнейших действий в экономике. Если такие планы сегодня готовятся без представителей общественности, то появятся проблемы согласованности интересов государства и общества в процессе реализации таких документов», — предположил в комментарии для БелаПАН сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов.
План по реформированию экономики, который сегодня правительство пытается согласовать с кредиторами, может привести к половинчатым реформам, прогнозирует экономист Сергей Чалый. «Фундаментальный вопрос связан с реструктуризацией реального сектора и повышением его эффективности. Все субъекты хозяйствования должны работать в условиях рынка, и те, кто не может работать без дотаций, должны с этого рынка уходить», — считает экономист.
По его мнению, на коренное реформирование реального сектора государство идти не готово, а вот на реформу тарифов, которая приведет к повышению стоимости платных услуг для населения, вероятнее всего, пойдет. «Опасность таких половинчатых реформ состоит в том, что они не решат фундаментальных проблем в экономике и при этом отобьют веру в способность реформ улучшить жизнь населения. Половинчатые меры могут оказаться хуже отсутствия реформ», — резюмировал Чалый.
Дмитрий ЗАЯЦ, БелаПАН