TOP

Кто спасет пенсионеров?

Стало очевидно, что нынешние пенсии превратились в мизерное пособие по старости. Но проблема состоит в том, что такие пособия государство затрудняется выплачивать по причине нищеты пенсионного фонда.

Министр труда и социальной защиты населения Марианна Щеткина на встрече с журналистами заявила, что министерство будет инициировать поэтапное увеличение минимального трудового стажа для назначения пенсии, а также повышение пенсионного возраста. Но прежде она хотела бы послушать всех тех, кого интересуют эти вопросы.

Пользуясь возможностью, хочу высказать Марианне Щеткиной, а заодно и всему белорусскому обществу свои взгляды на вышеобозначенные вопросы.

Как живут в Европе?

Нам не надо «изобретать велосипед» при модернизации старой (советской) пенсионной системы. Другие страны за время нашего топтания на месте продвинулись далеко вперед. В большинстве стран Европы пенсионеры не просто живут, а живут в свое удовольствие. Они занимаются своими любимыми занятиями, укрепляют здоровье, много путешествуют по миру, заводят новые семьи и совсем не думают про «дебет» и «кредит». Их доходы в ряде случаев выше, чем средние зарплаты по стране.

Для представления обозначим некоторые особенности пенсионной системы западных стран: Швеции, Великобритании, Франции, Италии, Германии, Польши.

Возраст выхода на пенсию весьма приличный — в основном 65 лет. Причем как для мужчин, так и для женщин. Проявляется тенденция к дальнейшему повышению «пенсионной планки».

Однако надо отдавать себе отчет в том, что живут европейцы гораздо дольше, чем белорусы. К примеру, шведы, англичане, немцы запросто доживают до 80 лет и все чаще бьют столетние рекорды (правда, в этом вопросе первенство держит Япония. Там выходят на пенсию в 70 лет, а потом живут в свое удовольствие еще лет 20—30. — Авт.).

Белорусские мужчины с трудом доживают до пенсии и «радуются жизни» в среднем 4—5 лет. За них «доживают» и пользуются пенсией женщины, а это 10—15 лет.

Пенсии в Европе являются не пособием «по старости», а отложенным доходом. Там работник с начала трудовой деятельности заботится о будущей пенсии. Он делает обязательные и добровольные отчисления в пенсионные фонды, заранее рассчитывает размер пенсии. Отработав определенное количество лет (обычно 15 лет), работник получает право на минимальную трудовую пенсию.

Характерно, что в Великобритании минимальный уровень пенсии получают все при достижении пенсионного возраста вне зависимости от трудового стажа.

Другой частью пенсии являются «отложенные взносы» (накопления). Их отчисляют сами работники по индивидуальным схемам в пределах 2—4 % от зарплаты. При этом «пожертвования» на индивидуальный счет работника делают и предприятия (фирмы) с учетом трудового стажа и ценности работника. Своими «накоплениями» работник распоряжается сам. Он может аккумулировать их в различных инвестиционных фондах, а может вверять управляющим компаниям. Эта часть пенсии составляет примерно 10—15%.

Работник может также дополнительно откладывать взносы на целевые пенсии, например, на выплату пережившему супругу, детям, внукам, в различные фонды.

В итоге пенсионер получает «наследство», которое он собирал всю трудовую жизнь. В результате размер его пенсии не зависит от государства, как и от всяких инфляций. Ему гарантирован доход до смерти и еще часть накоплений остается наследникам. Средняя пенсия в Великобритании, Ирландии, Швеции, Франции, Италии, Германии составляет свыше 1000 евро. В бывших социалистических странах она достигла 300—500 евро.

Как в России?

Пенсионная реформа в России стартовала с 1 января 2015 года, когда вступили в силу два «пенсионных» закона: «О страховых пенсиях» и «О накопительной пенсии». Там действует смешанная (распределительно-накопительная) пенсионная система. Ее основой является страховая пенсия, которая рассчитывается с учетом «индивидуального пенсионного коэффициента». В зависимости от трудового стажа и прочих «заслуг» работника можно получить до 30 пенсионных баллов.

Минимальный стаж для получения пенсии по старости с 1 января 2015 года установлен 6 лет. В течение 10 лет он будет увеличиваться на год и составит 15 лет.

Накопительная часть пенсии будет состоять из отчислений работника в пределах 6% от зарплаты (дохода). Она будет формироваться в обязательном порядке у работников 1967 года рождения и моложе. Взносы на накопительную часть будут поступать на индивидуальный счет. Работник получает право переводить его в любые пенсионные фонды или доверять управляющей компании. Государство должно предпринять меры для защиты накоплений (они подлежат страхованию).

Предполагается, что проведение пенсионной реформы позволит пожилым людям в течение 10—15 лет поднять уровень пенсий до уровня 40% от средней зарплаты. Для сравнения: в Европе этот показатель достигает 60—70 %.

Что у нас?

Пенсии в Беларуси выплачиваются государством из Фонда социальной защиты населения (ФСЗН) при Министерстве труда и социальной защиты. ФСЗН наполняется за счет обязательных социальных взносов юридических и физических лиц. При этом предприятия делают единый платеж на уровне 34% от заработной платы, а сами работники — 1% от зарплаты.

В настоящее время распределительная пенсионная система исчерпала свой ресурс по ряду причин. Во-первых, увеличилось число пенсионеров, как и размеры их пенсий. Во-вторых, уменьшились суммы отчислений в связи с нерентабельностью предприятий и сокращением числа работающих. В-третьих, сыграл свою роль экономический кризис и его спутник — инфляция. В результате наш пенсионный фонд обнищал и, как следствие, уменьшились размеры пенсий большинства пенсионеров.

Сейчас пенсия в Беларуси находится на уровне 30% от средней зарплаты работника. Правда, есть богатые пенсионеры, которые получают пенсии на уровне 60—70 и даже 75% от зарплаты (бывшие чиновники, депутаты, военнослужащие, милиционеры, судьи, прокуроры, следователи и др.). Причем бывшие служивые выходят на пенсию через 20—25 лет службы и могут без каких-либо ограничений получать пенсию и зарплату, что нарушает принцип социальной справедливости и вызывает серьезный ропот среди основной части пенсионеров.

Стало очевидно, что нынешние пенсии превратились в мизерное пособие по старости. Но проблема состоит еще в том, что такие пособия государство затрудняется выплачивать по причине нищеты пенсионного фонда и при этом год от года увеличивается число «нахлебников».

Что делать? Самый простой способ — повысить пенсионный возраст лет на пять или десять. Тогда белорусы вынуждены будут трудиться до смерти и не будут претендовать на «государственные» пенсии. При каждом крупном предприятии можно будет открыть похоронное бюро. Если умерших сжигать, то появятся новые рабочие места в «горячем» цеху (это из разряда «черного» юмора. — Авт.).

Более гуманный подход к улучшению ситуации с пенсионерами — предложить им самим делать отчисления на будущее время, то есть перейти к накопительным пенсиям. Но кто отважится в условиях двузначной инфляции вверять свои скромные отчисления «финансовым магнатам»? Ведь сказку о Буратино прочитали почти все взрослые.

Кто-то может предложить делать отчисления в долларах или евро. Однако тогда и зарплату надо платить в твердой валюте. И желательно на таком уровне, как в соседних странах. Чем мы хуже немцев, англичан и прочих шведов?

Как спасти пенсионеров?

Мы знаем как. Мы — это участники «круглого стола», собравшиеся 18 декабря по инициативе белорусских социальных демократов. Ольга Ковалькова рассказала нам о состоянии белорусской пенсионной системы и о ее проблемах. Она предложила некоторые пути улучшения ситуации. Мы с ней согласились и решили действовать во имя спасения наших пенсионеров, тем более, что большая часть участников «круглого стола» достигла этого рубежа.

Прежде всего, мы решили создать группу авторитетных экспертов, которые, исходя из ситуации, могли бы прописать «рецепты» по выздоровлению нашей пенсионной системы и определить пошаговую стратегию действий.

Потом свой план мы хотим представить властям, в том числе министру труда и социальной защиты населения, а также белорусской общественности. В результате мы хотим безболезненно, разумно и постепенно отвести пожилое население страны от пропасти, в которую их может столкнуть власть, если резко повысит пенсионный возраст и ничего не даст «в утешение».

Мы считаем, что есть десятки способов для поднятия уровня жизни пенсионеров без поднятия пенсионного возраста. Один из них — распустить более чем стотысячную армию милиции. Пусть мужики честным трудом заработают себе на «хлеб». Другой способ — упразднить должности многих чиновников и освободить от пустой работы десятки тысяч «обслуживающего персонала». Третий способ — провести рыночные реформы и создать нормальные условия для развития мелкого и среднего бизнеса. Тогда все найдут себе дело: и молодые, и старые.

Спасение пенсионеров — в их руках. Пробуждайтесь, объединяйтесь! У вас еще много потенциала, мудрости, связей. Вы — ведущая и организованная сила нашего общества. Давайте улучшим свою жизнь!

Мы готовы предложить план модернизации пенсионной системы по лучшим и проверенным европейским образцам. Ориентируйтесь на молодую женщину по имени Ольга Ковалькова, которая согласилась стать лидером христианско-демократического движения и готова помочь белорусским пенсионерам. Она открыта для общения (e-mail: [email protected]).

Михаил Пастухов

Уточнение. В статье «Какие налоги нам нужны?», опубликованной в прошлом номере газеты, была допущена опечатка. В той части материала, которая озаглавлена «Какие налоги «правильные»?», в абзаце первом речь идет о статье 2 Налогового кодекса, ошибочно же говорится о статье 21. Приносим извинения читателям.

Читайте также:

Какие налоги нам нужны?

Зачем нам права человека?

Что это был за суд?

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.