Почему мигрантов сложно выслать из Германии?
В 2015 году в Германию въехало более миллиона соискателей убежища: это рекордное число желающих получить официальный статус беженца за всю историю страны. Хотя в среднем каждое второе ходатайство отклоняется, риск выдворения из ФРГ по-прежнему остается крайне низким.
Несовершенство механизма депортации мигрантов — одна из причин, по которой они избирают Германию своей целью, отмечает экс-глава федеральной рабочей группы по вопросам высылки мигрантов Вильфред Бургхард. Это является «важным стимулирующим фактором», уверен он. Почему же выслать иностранца из ФРГ так сложно?
Сложно установить личность
Около 80 процентов соискателей убежища прибывают в ФРГ по поддельным документам или вовсе без таковых. В первую очередь это касается мигрантов из стран, в которых не ведутся боевые действия, и люди не подвергаются преследованиям. Причину, по которой беженцы пытаются скрыть свою личность и гражданство, нетрудно понять. Как поясняют в благотворительных организациях, это является неотъемлемой частью бегства, ведь попасть в Германию легальным путем практически невозможно. Впрочем, если мигранту отказано в предоставлении убежища, выслать его из ФРГ при отсутствии документов не представляется возможным. Даже в случае установления страны происхождения многие государства отказываются принимать своих граждан.
Мигранты скрываются от властей
Если ходатайство о предоставлении убежища было отклонено, а срок для добровольного выезда из ФРГ истекал, власти до недавних пор сообщали мигрантам дату их принудительного выдворения. Это позволяло иностранцам скрыться от властей: найти их в назначенный день часто не удавалось.
Чтобы сократить количество таких случаев, человека больше не информируют о том, когда именно его вышлют в принудительном порядке. В некоторых случаях семьи отвозят одного из своих детей к родственникам или знакомым и тем самым добиваются приостановления процесса выдворения. Арест на время ожидания исполнения решения о депортации, который временно применялся в Германии, отменен решениями Европейского суда по правам человека и Верховного суда ФРГ.
Правовые соображения
Мигранты, которым отказано в убежище, могут обжаловать это решение. В этом им помогают организации, представляющие интересы беженцев. В числе прочего причиной отсрочки высылки может стать болезнь или прохождение курса лечения в ФРГ. Во многих случаях отсрочка многократно продлевается. Кроме того, есть возможность получить право на временное пребывание в стране по гуманитарным соображениям. В крайнем случае, можно пытаться получить убежище в церкви: служители приходов нередко укрывают беженцев, которым грозит выдворение из страны.
Бюрократические преграды
Стремительный приток беженцев в Германию и многократное увеличение числа ходатайств о предоставлении убежища практически полностью парализовали бюрократический аппарат в 2015 году. Временами в очереди на рассмотрение находилось более 600 тысяч заявлений.
В связи с этим было увеличено количество сотрудников миграционных служб и Федерального ведомства по делам миграции и беженцев (BAMF). При этом срок рассмотрения заявления теперь должен составлять три месяца, а не шесть, как раньше.
Психологический барьер
Кроме того, никто не горит желанием выдворять мигрантов. Психологическое сопротивление в первую очередь исходит от федеральных земель: в более чем 90 процентах случаев именно они несут ответственность за высылку мигрантов. Практика свидетельствует о том, что при осуществлении решения о принудительном выдворении полиция обычно воздерживается от жестких действий. Местные политики слишком боятся появления в СМИ скандальных заголовков типа «Семью из шести человек с маленькими детьми увозят в аэропорт».
Впрочем, на фоне непрекращающегося потока беженцев — даже в середине зимы в Германию прибывает до 3 тысяч человек в день — психологический аспект теряет свое значение. Недавно список так называемых безопасных стран пополнили Албания, Косово и Черногория: теперь туда можно обратно отправлять мигрантов из этих стран, пытающихся получить убежище в Германии. В данный момент также обсуждается возможность предоставления статуса безопасной страны Марокко и Алжиру.
Фолькер Вагенер, Александра Ёлкина, Deutsche Welle