TOP

Свободные выборы в Беларуси? Сейчас они вам тут разгонятся…

Финальный доклад по итогам наблюдения за прошлогодними президентскими выборами Бюро по демократическим институтам и правам человека обнародовало 28 января, приурочив к визиту в Минск своего директора Михаэля Георга Линка. Если коротко, то суть документа вложена в дипломатичную фразу о том, что Беларуси еще предстоит значительный путь к выполнению обязательств ОБСЕ по демократическим выборам. 

Рекомендации ОБСЕ выполнят разве что по мелочам

Если же без дипломатии, то в плане организации свободных справедливых выборов у нас конь не валялся. Оппоненты режима убеждены, что голоса вообще не считаются. Во всяком случае, по итогам выборов-2015 налицо колоссальный разрыв между данными Центризбиркома — 83,5% за Александра Лукашенко — и цифрой опроса НИСЭПИ — только 50,8% за действующего президента. Однако вопрос о фальсификациях повисает в воздухе, поскольку организаторы выборов вопреки многолетним рекомендациям БДИПЧ отбояриваются от элементарного требования — показывать наблюдателям каждый бюллетень.

А вообще этих рекомендаций — воз и маленькая тележка. И белорусские чиновники, соблюдая политес, понимая, что сейчас с Западом — фаза «мир, дружба, жвачка», округло заявляют о «заинтересованности белорусской стороны в продолжении конструктивного диалога с БДИПЧ» (так сказал Линку на встрече 29 января глава МИДа Владимир Макей).

Но власти уже как минимум выиграли время, чтобы оставить избирательное законодательство в неприкосновенности до предстоящих не позднее 11 октября парламентских выборов. Ведь сейчас у депутатов каникулы, сбор на сессию только в апреле, а менее чем за шесть месяцев до выборов вносить изменения в Избирательный кодекс нельзя.

Впрочем, можно изменить правоприменительную практику через постановления Центризбиркома. И секретарь ЦИК Николай Лозовик дал понять, что здесь некие уступки возможны. Однако, по мнению независимых экспертов, изменения вряд ли окажутся принципиальными. Это старая игра — выбрать из массива рекомендаций ОБСЕ кое-какую мелочь и преподнести как исторический шаг.

Фаза «мир, дружба, жвачка»

Целиком прозрачные выборы — это последнее, на что пойдет нынешний белорусский режим. И такое, как заявил в комментарии для Naviny.by политобозреватель «Снплюс» Валерий Карбалевич, возможно лишь в ситуации, «когда на улице будут стоять сотни тысяч возмущенных граждан, а ОМОН не захочет или не сможет их разогнать».

Но сегодня, хотя кризис и крепчает, до созревания гроздьев народного гнева в Беларуси далеко. Поэтому «основные рекомендации ОБСЕ к осени выполнены не будут», прогнозирует Карбалевич.

Европа же выкручивать руки Лукашенко не хочет да особо и не может. Отношение к нему смягчилось в контексте конфликта Запада с Россией вокруг Украины. К тому же белорусский руководитель выпустил в прошлом году Николая Статкевича и других политзаключенных, сняв большой камень с дороги отношений с Западом.

А чудес демократизации у нас Европа, по большому счету, и не ждет. Не паяют сроки за политику — и то прогресс. В феврале Брюссель или продлит заморозку санкций против верхушки режима, или снимет их вообще. Конечно, если власти не натворят больших глупостей по типу «дела граффитистов» (сам по себе суд за надписи типа «Беларусь должна быть белорусской» выглядит диковато).

Настоящим скандалом стало избиение омоновцами в кулуарах того же суда 25 января журналиста Павла Добровольского и двух общественных активистов. Привыкшие к безнаказанности «блюстители» сегодня де-факто подкладывают свинью Лукашенко, которому нужно разблокировать путь в Европу, получить западные деньги. Но сдавать своих дуболомов — не в традициях властей. Скорее всего, разбор полетов по этому инциденту постараются затянуть, пока ЕС не примет решения о санкциях.

По мнению Карбалевича, Брюссель мог бы показать принципиальность, введя точечные санкции против милиционеров, которые били людей в суде, министра внутренних дел и судьи, влепившей избитым штрафы.

Лукашенко по-своему выучил урок перестройки

Впрочем, вероятность, что западники рискнут сейчас пойти на обострение с Минском, близка к нулю. Хотя они мягко понуждают белорусское руководство продемонстрировать хотя бы некий прогресс по итогам выборов в Палату представителей по осени.

Одна из интриг этой кампании — рискнет ли глава режима нарушить «стерильность» Палаты, допустить в нее толику хотя бы умеренных оппонентов?

«Лукашенко становится более склонным к комбинационной игре, ситуация вынуждает», — отметил сопредседатель незарегистрированного общественного объединения «За справедливые выборы» Виктор Корнеенко. Он допускает, что белорусский руководитель может пойти на создание в новом составе парламента «управляемой оппозиции». Но либерализации самих «избирательных инструментов» эксперт пока не ожидает, «потому что таким образом создаются стандарты на весь избирательный цикл, включая президентские выборы».

Корнеенко допускает некоторую либерализацию самой избирательной системы лишь в случае, если верховную власть окончательно прижмет к стенке экономическая ситуация. Более того, в условиях обнищания, то есть явного невыполнения властями социального контракта, и члены комиссий, те же учителя с их незавидными заработками, могут утратить привычную лояльность, допускает собеседник.

«Такое было в конце 80-х — начале 90-х», — напоминает Корнеенко, сам ставший народным депутатом СССР на волне горбачевской перестройки.

Правда, Лукашенко четко усвоил уроки перестройки в том духе, что гайки лучше не откручивать вообще, иначе пойдет вразнос вся система.

Александр Класковский, Naviny.by

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.