TOP

Силовики на заслуженном отдыхе

О повышении пенсионного возраста в Беларуси — говорят как чиновники, так и эксперты. Один из вопросов не самой популярной в народе реформы — с кого начинать.

А один из вариантов ответа — поднять пенсионный возраст для военнослужащих. Ведь многие из них получают приличные по среднестатистическим меркам пенсии, но все равно продолжают работать после выхода на заслуженный отдых.

Такую идею озвучил недавно заместитель председателя комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Владимир Шитько. «Нужно не огульно повышать, а подходить осторожно, посмотреть все категории и найти, где у нас есть резервы, — говорит Шитько. — Повысить пенсионный возраст нужно для силовых структур — и МЧС, и МВД, и Вооруженные силы, и Пограничный комитет, и так далее. У них достаточно много льгот, и они достаточно молодыми уходят на пенсию — в 45 лет, максимум — в 50 лет».

По словам Владимира Шитько, военнослужащие в штыки восприняли его предложение. «Они обижаются на меня, много звонков мне поступило. Но когда начинаешь разъяснять, то соглашаются, что подход правильный, — говорит Шитько. — Я им говорю: дорогие мои, другого выхода нет, все равно мы на это пойдем, нам деваться некуда. У нас сегодня ситуация такая, что государство не может вытянуть эту нагрузку».

Заместитель председателя комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей отмечает, что у военнослужащих постоянно меняются условия работы. «Сейчас же никто не воюет, никто не находится в горячих точках. У военных нет каких-то больших переездов, все служат, как правило, на территории Беларуси. Многие сидят по кабинетам, и практически через 20 лет они уже пенсионеры», — рассказывает Владимир Шитько. По его мнению, нужно рассмотреть все категории военнослужащих и определить, кому из них можно повысить пенсионный возраст. К примеру, одно из предложений — «не засчитывать для военнослужащих учебу в вузах в стаж службы, а лишь в общий стаж».

Вторая категория лиц, которым нужно поднять возраст выхода на пенсию, — госслужащие, уверен Николай Шитько. «Госслужащие, я не беру всех, все-таки работают в более комфортных условиях, чем, например, на ферме или в поле. Это люди государевы, как мы говорим, нам нужно их убедить, что они должны в первую очередь нас поддержать».

Мнения самих военнослужащих о повышении для них пенсионного возраста тоже расходятся. Так, первый министр обороны Беларуси генерал-полковник Павел Козловский не поддерживает эту инициативу. «Это вопрос непростой, очень многие считают, что военнослужащие рано уходят на пенсию. Но и служба у них, как правило, тяжелая. Нет ни выходных, ни проходных, ненормированный рабочий день, учения, дежурства, — говорит генерал-полковник. — Поэтому надо смотреть, до какого возраста доживают военнослужащие. Многие на пенсии мало живут, организм изнашивается, поэтому многие до 50 лет уходят из жизни. Многие знакомые ушли из жизни рано. Поэтому я считаю нецелесообразным поднимать возраст для военнослужащих».

А вот про свою пенсию Павел Козловский рассказывать не стал, но отметил, что больше, чем у его супруги, которая получает около 1,5 миллиона рублей. «Соседям-пенсионерам, которые интересуются размером моей пенсии, я говорю, что моя пенсия больше их, но мы все нищие, — сказал генерал-полковник. — В нашем государстве военнослужащих лишили льгот, которые у них были. Сравнить, к примеру, с российской и украинской армиями. Там есть, например, бесплатные путевки».

Экс-кандидат в президенты полковник Николай Улахович служил еще в советских войсках, прошел Дальний Восток, Урал, Байконур. По его мнению, повышение пенсионного возраста надо поэтапно начинать с госслужащих, а потом уже «переходить к другим категориям». «Я не знаю, как здесь поступить, я в раздумьях, — сказал Николай Улахович. — С одной стороны, сам отношусь к тем людям, которые служили. И знаю, насколько тяжела служба была. С другой стороны, все-таки территория прохождения службы изменилась. Сегодня задачи армии изменились, я больше нашу армию сейчас вижу в роли национальной гвардии, потому что нет отдаленных точек. Но у нас есть такой район, как, например, чернобыльская зона. Если офицер там служит, как здесь смотреть на вопрос повышения пенсионного возраста?»

Пенсия у Николая Улаховича «в пределах 6,5 миллиона рублей». «У меня пенсия ниже, чем у полковника, который вышел в запас из белорусской армии», — уточнил Улахович.

На сайте по поиску работы можно найти немало резюме от военнослужащих-пенсионеров.

«Если человек принимал участие в каких-то мероприятиях, то, конечно, не нужно повышать пенсионный возраст. А если какой-нибудь прапорщик просидел на складе всю свою жизнь, то он может и еще просидеть. И не в 45 лет уйти на пенсию, а в 50 лет», — рассуждает 47-летний офицер запаса, который ищет работу в охране. Поскольку многие бывшие «вояки» работают, то свои пенсии они называют «стипендиями» и не считают их такими уж большими.

«Я как подполковник с выслугой в 28 лет получаю пенсию 5 миллионов 580 тысяч рублей», — поделился офицер запаса. Еще один полковник рассказал: «Пенсию в 8,5 миллиона рублей получает генерал-полковник, подполковник получает 4 миллиона рублей. Я получаю 6 миллионов рублей, но я еще был начальник кафедры. А прапорщик получает 2 миллиона рублей. Их жены получают больше». Или вот, например, 48-летний полковник милиции запаса ищет работу начальника службы охраны и рассчитывает на зарплату выше 8 миллионов рублей. Пенсия при этом у него около 6,5 миллиона.

Напомним, средний размер назначенных пенсий по возрасту в Беларуси в январе составил 2 897 924 рубля.

Дмитрий Бобрик, TUT.BY

Фото «Брестский вестник» использовано в иллюстративных целях.

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.