TOP

Участвовать ли в парламентских выборах?

В недалеком будущем нас ожидают очередные парламентские выборы. «Ну и что? — подумают многие. — У них своя свадьба, у нас — своя»…

Так — да не так. Конечно, самодостаточным и свободным от идеологических привязанностей согражданам любые выборы безразличны. Никаких выборов давно нет, скажут эти люди. Да и политики в нашей стране тоже нет. Почитай, уже лет двадцать…

Не собираюсь никого убеждать в обратном. Скептикам хочу заметить: растренированный организм обычно плохо переносит не только неприятные, но и приятные неожиданности. Воспринимайте выборы как «политический тренажер». Там амбициозные молодые (и не очень) политики и те, кто только стремятся ими стать, могут опробовать себя в игровых условиях, максимально приближенных к занятиям реальной политикой. Стрессы? Пожалуйста! Принятие решений в условиях дефицита времени? Да сколько угодно! Обретение или закрепление навыков командной игры? К вашим услугам! Демонстрация коммуникативных способностей, искусства убеждать, владения интересом аудитории? Да уж будьте добры, покажите нам, на что вы способны!

Выборы — своего рода «сатурналии» современности. Надо проходить через этот обряд, чтобы доказать обществу, что ты достоин его внимания. Правда, древние римляне в это время общественных дел избегали.

Политик, не участвующий в выборах? Нечто странное. Попробуйте пропустить одну-две выборные кампании, и тут же получите ярлык «общественного деятеля»! У нас «общественным деятелем» называют того, кого вроде бы ругать не за что, но и хвалить — тем более. Ни рыба ни мясо. Устрица, что ли?

Хочу предложить вниманию читателей цикл статей, рассказывающих об определенной потенциальной полезности участия в выборах как в качестве избирателя, так и в статусе кандидата в депутаты. В депутаты белорусского парламента, поскольку эта номинация мне знакома лучше.

Начну издалека. Недавно участвовала в одном ток-шоу на ТВ. Приглашенных студия обеспечивает автотранспортом для проезда от станции метро к месту съемок. И так получилось, что в одной машине оказались вместе действующий депутат Палаты представителей, депутат Верховного Совета 12-го созыва и депутат Верховного Совета 13-го созыва и 2-го и 3-го созывов Палаты представителей. И между ними возникает следующий диалог. «Маргинальный» депутат (то есть побывавший в двух разных политических субстанциях различного «агрегатного» состояния) просит нынешнего полноценного депутата помочь его бывшей избирательнице — весьма уважаемому и полезному члену общества, много лет отработавшему в онкологическом центре. Суть просьбы — внести предложение об отмене для граждан — владельцев квартир старше 80 лет отчислений на капремонт (который теперь будет делаться не за счет многолетних отчислений на него и участия государства, а за счет всех жильцов с постепенной оплатой произведенных затрат). Ведь старики не смогут в полной мере воспользоваться плодами своих расходов по этой статье в силу весьма преклонного возраста и оставшихся лет жизни.

Проситель, то есть я, была почти уверена в положительной реакции на эту небольшую просьбу. Визави — не просто депутат, а лидер коммунистической партии! Кому уж ближе интересы пенсионеров! В теории, как выяснилось.

По моему опыту, «зондажный этап» включал бы в себя либо обращение вне сессии в соответствующий отдел Администрации президента, отвечающий за законотворчество. Либо хотя бы в профильное министерство. Но этот вариант — хуже. Там меньше самостоятельности и готовности брать на себя ответственность за подготовку проекта решения.

В сессионный период — проще. Достаточно обратиться к представителям правительства, периодически появляющимся в Овальном зале для… А в самом деле, для чего? Для имитации демократизма и наличия хоть каких-то контрольных функций у парламента? Хотя в Конституции эти контрольные функции и не прописаны. Для отчета правительства перед обеими палатами парламента? Для «сверки часов» по поводу умонастроений избирателей в округах? Для выявления болезненных проблем, нуждающихся в неотложном решении?

Не надо ерничать: не так уж редко по результатам таких заседаний в прошлом принимались положительные решения в интересах тех или иных общественных групп. У меня в активе было много подобных запросов, давших нужный результат. Из числа близких избирателям пенсионного возраста назову мое предложение дать пенсионерам республики льготу на 50% за проезд в пригородном транспорте в дачный период. Я, правда, предлагала давать скидку на 6 месяцев, а не на 5, как в итоге было принято. И не только на пригородный транспорт, но и на городской, доставляющий пенсионеров к пригородным автобусам и электричкам.

Полгода потребовалось, чтобы продвинуть предложение до стадии решения. Решение было принято сроком на 1 год. Три года подряд, уже за стенами парламента, я работала с прессой, чтобы напоминать власти заблаговременно, что льготу надо «обновить». Плюс, конечно, заинтересованные граждане сами писали потом такие же обращения во все инстанции.

Три года подряд принимался одногодичный нормативный акт. А потом до власти дошло, что все равно ведь не отстанут. Будут писать и писать, просить и просить. А там ведь и требовать могут начать. Проще дать льготу, чем объяснить, почему не хочешь. Льгота стала постоянной.

У меня самой нет ни дачи, ни загородного дома. То есть я в чистом виде защищала интересы возрастной группы, причем на альтруистической основе. Поскольку в выборах больше участвовать не планировала и за голосами не охотилась. Наверное, я просто «скрытый коммунист», только не знаю об этом.

А вот действующий коммунист, да что там коммунист — вождь белорусских коммунистов, ответил на мою просьбу отказом. Мотивировка: не мой округ. Обращайтесь к своему депутату по месту жительства… И тут я не выдержала. И прежде чем успела подумать, выпалила: «Ко мне обращалась вся республика, когда я была депутатом. И я не отказала ни одному человеку, если считала его просьбу справедливой!». Сидевший с нами в машине депутат Верховного Совета 12-го созыва заметил: «И я — таксама!».

На следующий день я написала и отправила заказное письмо на имя главы Администрации президента А. Косинца. И архиоперативно получила ответ, что мое обращение передано в Министерство жилищно-коммунального хозяйства для реагирования.

А действующим депутатам напомню: нет запрета работать за пределами своего избирательного округа. Вполне корректно спросить у коллеги, избранного от округа, из которого поступила просьба, о его согласии взять обращение в работу. Тогда он или возьмется за работу по обращению сам, или даст согласие заняться вопросом вам. Обычно последнее бывает, если дело очень сложное и конфликтное, затрагивающее интересы многих сторон. Парламент — структура республиканская, а не городская или районная. Если вопрос республиканского уровня, т.е. уровня изменения законодательства, любой депутат, независимо от «окружной прописки», может им заняться. Было бы желание.

И последнее. За несколько месяцев до окончания последнего срока моего пребывания в парламенте у меня возник спор с заместителем министра профильного ведомства по поводу предложенного мной и разработанного под моим руководством проекта закона «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг». «Торговались» мы с собеседником долго. Он убеждал меня, что ведомственной визы не будет, если мы, члены рабочей группы, не изменим в законе статус капитального ремонта. И прямо говорил, что это необходимо для того, чтобы в будущем все расходы по капремонту несли сами квартиросъемщики. В присутствии моего помощника я сказала собеседнику, что люди много лет отчисляли деньги на капремонт и что, теперь эти деньги пропадут? Это несправедливо! Люди на это не согласятся. На что мой визави заметил: «В 1991 году пропали все сбережения наших людей. И что, они возмутились?». Логика в ответе была. Тогда я заявила, что пока я депутат, министерское предложение по капремонту не пройдет. В ответ собеседник расхохотался. Мой помощник потом прокомментировал: «Ольга Михайловна, это он хотел сказать вам, что недолго вам после этого быть депутатом!». И ведь как в воду смотрел…

…А законопроект я сумела побудить признать подписанным тогда в предложенном нами виде. Как удалось? Из-за праздников министерство опоздало процедурно. Отведенные законом на реагирование дни прошли. В случае отсутствия ответа в пределах срока документ считается подписанным автоматически.

Локальный успех — тоже успех. Своими действиями я на несколько лет отодвинула введение непопулярной и несправедливой нормы.

Ольга Абрамова

Читайте также:

«Оттепель»: Хрущев versus Сталин

Мертвый душит живого — 2

Мертвый душит живого

Рак — это диагноз

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.