TOP

«Тарифы на ЖКУ — одна главных тем на ближайшие парламентские выборы»

— Какой верхний предел роста тарифов на услуги ЖКХ? — Стоимость автомата Калашникова. (Анекдот безвременья)Напрасно власть надеется, что арестом нескольких должностных лиц из системы ЖКХ и известных бизнесменов, а также летней деноминацией перекроет «топовые», главные темы повышения жилищно-коммунальных тарифов и пенсионного возраста.

То, что у власти исчезла «чуйка», еще в 2007 году определила моя подруга-врач, бывшая на тот момент единственной поклонницей этой власти среди моих близких друзей и приятелей. И сказано это было по поводу отмены системы льгот и социальных гарантий. Подруга когда-то работала в аптеке, обслуживавшей т.н. «малолетних узников фашизма», и знала не понаслышке настроения этой категории пострадавших: в детстве — от оккупантов, а в старости — от отмены льгот.

Да и я свидетельствую: наши люди, если отнимать у них то, что они считают своим «кровным», и притом отнимать сразу, способны на многое. Помню, как с трудом отговорила манифестировать делегацию от «малолетних узников», которые хотели организовать несанкционированную акцию возле Дома правительства в день рассмотрения соответствующего законопроекта в Палате представителей.

Почему отговорила? Потому что, в отличие от них, понимала, что акция эта, скорее всего, будет разогнана. И пострадают пожилые люди. А я в одиночку не сумею их защитить. Поскольку была твердо убеждена, что белорусская оппозиция не сможет самоорганизоваться для охраны интересов многочисленных социальных групп, заинтересованных в сохранении немногих оставшихся от советского прошлого социальных завоеваний.

Так и случилось. На протесты по поводу уже принятого «дискриминационного» законодательства представители левой части оппозиционных сил пригласили меня через много-много месяцев, глубокой осенью. Когда «лошадь из конюшни уже убежала». И надежды ветеранов, чернобыльцев, студентов, родителей школьников, доноров, инвалидов, афганцев и, конечно, малолетних узников фашизма на защиту их интересов представителями элиты или контрэлиты растаяли, как прошлогодний снег.

Зато политики сделали все по учебнику политтехнологий. За полгода-год до грядущих парламентских выборов проснулись от политической спячки и стали искать «топовые» предвыборные темы.

Довольно цинично. И неумно. Но безопасно. Закон-то принят. Так что протестуйте себе на здоровье. Это уже никого не волнует.

Как-то я писала, что в 2007 году попыталась выяснить у профильного министерства, во что выльется экономия бюджета на упразднении соответствующих «льготных» статей. Президент тогда публично озвучил сумму в 1 млрд долларов США. А на мой запрос из министерства труда и соцзащиты, уже после выступления президента, мне наивно ответили, что и сами не знают ответа на этот вопрос. Но вскоре извинились, как-то подсчитали (методику подсчетов, естественно, не предоставили) и оценили сумму ежегодной экономии в эквиваленте примерно 80 млн долларов США. Как говорится, почувствуйте разницу!

Так почему мы должны верить чиновникам на слово, что уж теперь-то все будет по-честному, и что и президент, и мы получим от профильного коммунального ведомства достоверную информацию? Методику расчетов, базовые критерии нам опять вряд ли предоставят. И «аффтороф» посчитанных по-новому тарифов мы по-прежнему не узнаем.

Скромные герои коммунальных будней, откройте личико! А то, получается, и ложечки не нашлись, и сомнения остались.

Вообще, в последнее время часто приходится возвращаться к уже опубликованному ранее. Происходит это потому, что в Беларуси — сплошной «день сурка».

Годами и даже десятилетиями. Так, после одной неудачной шутки президента (он высказался о размере своей зарплаты как гостайне) написала, что у гостайны на самом деле три составляющих. Первая — размер зарплаты президента. Вторая — персональное авторство проектов законов, декретов и указов. И третья — по каким правилам формируются тарифы на услуги ЖКХ.

Буквально сразу после публикации моих шутейных «размышлизмов» на первый вопрос дал ответ сам президент. Остальные два госаппарат оставил без внимания. Потому что отсутствие достоверной информации по обеим проблемам выгодно определенным профессиональным группам. Не знают люди конкретного автора идеи или текста нормативно-правового акта о «тунеядстве», увеличении пенсионного возраста, налогового бремени — не с кого будет спросить в будущем (кстати, пора начинать вести реестр ошибочных действий власти, без микширования непопулярных мер компенсаторными механизмами, рейтинг авторов и популяризаторов такого списка взлетит до небес). Когда нормотворческий «пазл» сложится в устрашающую картину пренебрежения интересами народа, будет и реакция. Возможно, из чувства самосохранения А. Лукашенко решится на реформы. Ответ, конечно, может быть и другим. Но иные варианты только ухудшат ситуацию. И раскачают лодку. Такой расклад близится. Деньги заканчиваются. А с ними — и народная любовь.

По вопросу принципов формирования тарифов на ЖКУ. На мой взгляд, «темна вода во облацех» не просто так. В мутной воде проще ловить рыбку. В этой сфере крутятся огромные средства. И прилипают к рукам многих лиц и даже целых категорий работников. На каждом уровне — свой объем узаконенного присвоения. Для подтверждения этой конспирологической версии достаточно ответить на простой вопрос: где деньги, собранные у горожан на капитальный ремонт домов? Меньшая часть их освоена, и некоторые мои бывшие избиратели годами ходят по инстанциям и даже судятся, чтобы доказать, что капремонт в их домах сделан с приписками. Что не выполнено множество работ, за которые получены деньги. А то, что выполнено, сделано некачественно.

Мне приходилось слышать от друзей, что ремонтники требовали взятки с жильцов тех квартир, где не дождались капремонта и сделали евроремонт сами. Деньги с таких жильцов требовали за то, чтобы не ремонтировать их квартиры по госстандартам! Не разрушать обретенные за свои средства красоту и комфорт.

Но в доме 1936—1939 годов постройки, в котором живу я, капремонт был запланирован на 2013 год. Есть письменный ответ по этому вопросу от 2007 года. Человека, поставившего под официальной бумагой подпись, давно нет в живых. И капремонта нет и не предвидится. Теперь он будет проводиться повсеместно по усеченной схеме и в основном за счет самих жильцов. Повторяю, а где же аккумулированные за годы средства на эти цели из наших карманов? Потрачены бесконтрольно. Потому что мы не требуем контроля и не умеем его наладить.

Почему не требуем? Прежде всего потому, что до сих пор платили не очень большие деньги за коммунальные услуги. Не каждый был готов воевать за универсальные принципы справедливости. Вот и я, помнится, в 2004 году оплатила ЖЭС-71 стоимость ремонта в квартире этажом ниже, когда прорвало трубы в перекрытии между нами и нашими соседями. А сосед от ремонта отказался. Он хотел получить живые деньги. Я не стала требовать возврата средств за несделанный ремонт у соседей. Посчитала, что потраченные нервы обойдутся дороже. А по своей инициативе ЖЭС деньги не вернул.

Далее, в моем подъезде за последние 8 лет ни разу не было уборки. Ни сухой, ни влажной. Окна впервые в подъезде помыли через 6 лет после нашего заселения, по моему требованию. Остальным жильцам, похоже, и раньше, и теперь было и есть все равно. Так почему мы удивляемся, что с нами так обращаются? Нам или некогда, или жаль своего времени и нервов, или мы не знаем, как подступиться к решению вековечных проблем взаимоотношений с системой ЖКХ.

Обращаюсь к коммунальщикам. Истинно говорю вам: время бесконтрольности заканчивается. Заканчивается из-за дефицита денег в госбюджете и в карманах граждан. Власти запамятовали универсальное золотое правило для сохранения стабильности в Беларуси — «рубить кошке хвост частями». И рубанули с плеча, радикально увеличив тарифы на ЖКУ. Забыли, видно, апрель 1991 года.

Приходится откручивать назад. Но это — не выход. Думайте, господа, над реальной рыночной реформой ЖКХ и не забывайте, что терпение у людей на исходе. Как и деньги. Как говорилось в одной русской сказке: «Суди, судья, да поглядывай сюда!» А глядеть бедняк в суде призывал судью на камень за пазухой.

Но лучше действовать законно. Не сомневаюсь, кто-нибудь додумается получить грант на социальные цели — разобраться с реформированием ЖКХ «снизу». И наймет на полученные средства бывших грамотных коммунальщиков из МЖКХ в качестве консультантов. И разберется с принципами разработки тарифов на ЖКУ. Потому что теперь в этом заинтересованы все.

Мы пытались в Палате представителей 3-го созыва разобраться с этим вопросом при подготовке закона «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг». Но отложили его доработку и включение в дополнение к закону на следующий созыв, в который не попали. К сожалению, среди нас не было бывших коммунальщиков. И не было соответствующего социального заказа, потому что тарифы были низкими.

Уверена, если в Палату представителей попадет активист гражданского общества, владеющий вопросом, он может инициировать создание системы гражданского контроля за работой ЖКХ. И найдет широчайшую поддержку граждан.

Так что тема тарифов на ЖКУ — среди главных на ближайшие парламентские выборы.

Ольга Абрамова

Читайте также:

Плохой — хороший депутат

Участвовать ли в парламентских выборах?

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.