TOP

Официальные социологи назвали НИСЭПИ «фантомом»…

Руководители госструктур, проводящих опросы общественного мнения, резко раскритиковали работу зарегистрированного в Вильнюсе Независимого института социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ). Это произошло после публикации опроса НИСЭПИ, результаты которого показали падение рейтинга президента до 27%. Основатель института Олег Манаев претензии отвергает и считает, что критика связана с неприятными итогами опроса.

Версия госструктур

На следующий день после публикации результатов очередного опроса НИСЭПИ государственное агентство БелТА опубликовало комментарии директора Информационно-аналитического центра при Администрации президента Алексея Дербина и директора Института социологии Национальной академии наук Беларуси, профессора Игоря Котлярова.

В материале государственного информагентства напоминается, что, по данным мартовского опроса НИСЭПИ, рейтинг доверия президенту и власти существенно снизился. Однако «по данным национального социологического опроса, проведенного в марте во всех областных центрах страны, районных городах и сельских населенных пунктах, большинство граждан Беларуси (64,8%) высказывают доверие главе государства», пишет БелТА.

Директор ИАЦ отмечает, что для проведения достоверных социсследований по научной методологии нужно иметь базу из числа интервьюеров, которые будут опрашивать граждан, нужно определить их маршруты и контролировать их работу после проведения опроса. Поскольку эта вещь сама по себе затратная и масштабная, она с трудом может координироваться из-за рубежа.

Еще одним доводом в пользу версии, что НИСЭПИ на самом деле не проводит опросы, Дербин считает отсутствие информации о жалобах граждан на приход интервьюеров от этого института. Когда соцопросы проводят государственные службы, отметил глава ИАЦ, бдительные граждане обращаются в правоохранительные органы. «И у нас не проходит и месяца, чтобы не позвонили из милиции и не спросили, проводим ли мы какие-нибудь исследования», — сказал он.

Отвечая на вопрос, откуда же тогда берутся результаты соцопросов зарубежных структур, директор ИАЦ сказал: «Их можно и на коленке нарисовать, только они не будут иметь ничего общего с реальной ситуацией». Игорь Котляров в свою очередь напомнил, что при Институте социологии НАН аккредитованы только пять организаций, которые могут проводить опросы по общественно-политической тематике. Среди них НИСЭПИ нет. По словам Котлярова, они неоднократно обращались к НИСЭПИ с просьбой, чтобы они получили аккредитацию. «Никаких ответов в течение последних лет шести мы не получали. Поэтому проведение ими социологических исследований по данной теме — грубейшее нарушение законодательства», — подчеркнул профессор.

При этом социолог уверен, что все исследования НИСЭПИ не соответствуют действительности. «В последнем опросе указано, что они опросили 1,5 тыс. человек. Никогда за последние восемь лет наши интервьюеры и респонденты не встречались с сотрудниками НИСЭПИ, но ведь такое должно было случиться хотя бы пару раз», — отмечает Котляров

Версия основателя НИСЭПИ

TUT.BY связался с основателем НИСЭПИ профессором Олегом Манаевым. Он говорит, что с методологией опросов института любой желающий может ознакомиться на сайте НИСЭПИ.

Там, в частности, указывается, что опросы для института проводят «100 квалифицированных интервьюеров и региональных супервизоров, которые прошли специальную подготовку, имеют многолетний опыт работы в различных типах исследований и проходят периодические инструктажи перед каждым опросом».

По информации с сайта НИСЭПИ, свыше 80% интервьюеров принимали участие более чем в восьми национальных опросах. Там приводится разбивка интервьюеров по профессиям и образованию (90% — высшее), а также информация о супервизорах (профессиональные социологи, контролирующие и организующие работу интервьюеров), которые работают во всех областных центрах. «Опрос проводится методом face-to-face («лицом к лицу») интервью по месту жительства (а не по телефону, как думают некоторые)», — говорится в описании работы НИСЭПИ. Там же указаны особенности выборки и контроля за качеством работы интервьюеров.

По словам Манаева, он до сих пор поддерживает общение с социологами из государственных служб. «Большая часть людей там — профессионалы. Игорь Котляров прекрасно знает и меня, и нашу методологию», — рассказал основатель НИСЭПИ. Манаев подчеркнул, что после лишения регистрации Верховным судом в 2005 году, вопреки словам Котлярова, никто не обращался ни на электронный адрес НИСЭПИ, ни на личный ящик социолога с предложениями об аккредитации при Академии наук. Что касается упреков, что интервьюеры и респонденты сотрудников государственных социологических служб не встречали сотрудников НИСЭПИ, Манаев не видит в этом ничего необычного или удивительного.

— В Беларуси взрослого населения — 7 млн человек. НИСЭПИ проводит опросы с апреля 1992 года. Если взять все опросы за это время, мы опросили около 200 тысяч человек. Это огромная масса людей, но на фоне 7 млн — не так много.

По его словам, до закрытия НИСЭПИ были случаи, когда выборки нескольких социологических служб пересекались. «Возможно, эти пересечения есть и сейчас, но он (Котляров) не заинтересован об этом говорить», — добавил Манаев.

Социолог прямо связывает волну критики НИСЭПИ в государственных СМИ с данными последнего опроса. «Они получили указание сверху», — убежден Манаев.

Он отмечает, что, несмотря на то что эти результаты могли не понравиться власти, государство при всех его возможностях не прекращает окончательно деятельность НИСЭПИ в стране.

— В наших опросах есть информация, которая очень ценна для власти. Например, то, что большинство белорусов не поддерживают идею о размещении российской авиабазы в Беларуси.

Манаев считает, что Минск может использовать это как аргумент на переговорах с Москвой, а последняя в ответ не сможет упрекнуть белорусского президента тем, что он пользуется данными контролируемых государством структур.

TUT.BY

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.