TOP

Проблема «328» усугубляется…

Речь идет о практике привлечения к ответственности лиц, подозреваемых в употреблении, хранении и распространении наркотических и прочих психотропных веществ (ст. 328 УК). Эта проблема вобрала в себя десятки и даже сотни более мелких проблем. 

Что происходит?

Передо мною письма матерей молодых ребят, осужденных по ст.328 УК. Они направлялись в разные инстанции, в том числе главе государства. Еще у меня есть копии жалоб на приговоры судов. В каждом из них — трагические истории «хороших мальчиков», которые «попались» на наркотиках и получили большие сроки.

В письмах матерей приводится пугающая статистика привлечения граждан по статье 328 УК. Так, с 1 января 2013 г. по 1 октября 2015 г. в Беларуси по этой статье было осуждено 6568 человек. По итогам 2015 г. было осуждено почти 4 тысячи человек. Для представления значимости этих цифр можно отметить, что все «тюремное население» у нас составляет около 25 тыс. человек.

Казалось бы, можно порадоваться за нашу милицию, которая так рьяно выполняет положения президентского декрета №6 от 28 декабря 2014 г. «О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков». Однако, как следует из писем матерей, из разговоров с родственниками осужденных, из изучения кассационных и надзорных жалоб, ситуация в этой сфере скорее печальная, чем радостная.

Судите сами. Абсолютное большинство осужденных по этой статье УК — молодые люди от 14 до 20 лет. В силу разных обстоятельств они оказались втянутыми в зону действия наркотиков и их различных модификаций. Попробовали, приобрели, поделились. Попали в поле зрения специальной милиции. Дальше — эксперимент в виде контрольной закупки, и «мальчика» задерживают. В следственном изоляторе с ним начинают работать, добиваясь признательных показаний и выдачи всех, кого знает. Многие не выдерживают такого «экзамена». Итогом становится приговор суда по ч.3 ст.328 УК на 8—10 лет. Для родителей это — полный шок, для молодого человека — сломленная судьба, для работников милиции — премии, награды, новые должности и звания.

Самое печальное

Изучение ситуации показало, что борьба с наркотиками после издания декрета № 6 поставлена на поток и становится рутинным делом. В ход пускаются все возможные методы, включая запрещенные законом. Об этом говорят во весь голос обвиняемые в судебном заседании, когда понимают, что их ждет дальше. Суд почему-то верит только материалам уголовного дела и слушает совет прокурора наказать по всей строгости закона.

Жалобы в вышестоящие инстанции по таким делам остаются, как правило, безрезультатными. Как будто действует установка — никакого послабления.

Дальше — еще хуже. Всех осужденных по статье 328 УК направляют для отбывания наказания в исправительную колонию №22 по адресу: станция Доманово Ивацевичского района Брестской области. На усиленный режим. В течение года можно получить только 3 посылки или передачи, 3 краткосрочных и 2 длительных свидания.

Почему-то из общих правил отбывания наказания для осужденных по ст. 328 УК практически исключается условно-досрочное освобождение. То есть сидеть «до конца», невзирая на степень исправления осужденных.

Получается, что осужденные по этой статье находятся в самых неблагоприятных условиях. В отношении их не применяются общие нормы Уголовно-исполнительного кодекса. Они вроде «прокаженных», заточенных в особую колонию.

И самое печальное: матери этих парней в один голос уверяют всех, что их дети стали жертвами чудовищного эксперимента, который проводят правоохранительные органы в сфере борьбы с наркотиками. При этом одни — выискивают «жертвы», другие — оформляют материалы и получают признательные показания, третьи — требуют наказать по всей строгости, четвертые — осуждают, пятые — держат в специальной колонии.

Остановить «конвейер»

Пока не поздно, надо остановить эту кампанию, проводимую под флагом борьбы с наркотиками. На мой взгляд, это — сильнейший перегиб в проведении карательной политики. Эта кампания не имеет ничего общего с конституционно-правовой деятельностью органов власти, которые должны стоять на страже интересов каждого человека и заботиться о его благе.

Матери осужденных и другие родственники бьют тревогу, стучатся во все двери, требуя восстановить законность и защитить их детей от произвола. И в этом они правы. Следует безотлагательно внести коррективы в программу борьбы с наркотиками, а именно: перенести акцент с карательных мер на профилактику. То есть прежде чем привлекать несмышленого паренька к ответственности, надо поговорить с ним и его родителями, направить на путь истинный. Да и милицию надо освободить от «соревнования» по количеству выявленных наркоманов. Неплохо было бы подключить общественность к решению проблем, связанных с наркотиками, в том числе создать общественные советы при главе государства, при МВД, на местах.

Свою лепту в нормализацию ситуации мог бы внести Верховный суд. Через дачу руководящих указаний судам он мог бы повлиять на судебную практику по этой категории дел. Во всяком случае, нельзя за приобретение, хранение и передачу пакетика «смеси» весом 0,64 грамма давать сразу 8 лет лишения свободы. Ведь это — наши граждане, которым еще расти и расти. Где пресловутый гуманизм?

Как остановить этот конвейер? Это — во власти главы государства. Достаточно провести совещание с участием всех ответственных лиц и поручить навести порядок. Еще одна посильная мера — создать общественные советы по контролю за ходом борьбы с наркотиками на всех уровнях. Весьма полезным делом было бы проверить законность и обоснованность ряда приговоров по предложениям этих общественных советов.

При желании «перегибы» в этой сфере можно прекратить. Более того, их необходимо прекратить, чтобы не допустить новых жертв «борьбы» и обострения социальной напряженности. Я разговаривал с матерями, детей которых взяли «за наркотики», заставили во всем признаться и посадили на 8—10 лет. Они безутешны. Они готовы рвать и метать. Они не успокоятся, пока им не вернут их сыновей, пока их не восстановят в правах и не компенсируют их страдания.

Думаю, что тема будет продолжена. Давайте вместе думать, обсуждать, искать выход.

Михаил Пастухов, доктор юридических наук, профессор

Читайте также:

Какой будет твоя старость: нищей или обеспеченной?

Как создать «рай» в Беларуси?

Как и кого судят наши суды?

За достойную старость!

От редакции. Пользуясь случаем, поздравляем ведущего рубрики «Правовой аспект» Михаила Ивановича Пастухова с очередным днем рождения!

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.