TOP

«Число бедных людей в Беларуси значительно возрастет»

Пенсионный возраст в нашей стране будет повышаться постепенно для женщин и мужчин до 58 и 63 лет. Решит ли это проблемы белорусской пенсионной системы? Кто в первую очередь пострадает от более позднего выхода на пенсию? 

На вопросы «Снплюс» отвечает экономист, руководитель проекта «Кошт урада» Владимир Ковалкин.

— Как вы думаете, почему власть приняла закон о повышении пенсионного возраста с такой поспешностью, практически не советуясь с гражданами?

— Поспешность здесь объясняется одним простым фактом — фонд социальной защиты населения, по меньшей мере начиная с 2014 года, дотируется из бюджета. Чтобы выплачивать в полном объеме пенсии, не хватает взносов, значит, необходимо брать деньги в республиканском бюджете. В прошлом году фонд «вытянул» из бюджета 3,6 трлн рублей — это 226,9 млн долларов. В этом году планирует «достать» уже 5,8 трлн рублей — 279,4 млн долларов. Это по 30 долларов на каждого гражданина нашей страны, включая младенцев и тех же пенсионеров. Проблема появилась несколько лет назад, но она была предсказана еще лет 10—15 назад.

И еще, Беларусь попала в такую ситуацию, когда количество людей, которые уходят на пенсию, практически в 2 раза превышает количество молодежи, которая выходит на рынок труда. Люди пенсионного возраста, 55—60 лет, это дети бэби-бума 1960-х годов, а нынешнее поколение 18—23-летних молодых людей — это поколение, которое родилось в момент демографического спада 1990-х. Для того чтобы сбалансировать эту ситуацию, правительство было вынуждено поднять пенсионный возраст. С точки зрения власти, какого-то другого решения быть не могло, поскольку у нас обычно ищут быстрые решения, а не рассматривают долгосрочные стратегические программы. Чтобы сбалансировать бюджет, руководство страны решило повысить пенсионный возраст, по сути, механически сократив расходы на пенсионеров.

— Но в том виде, в каком этот закон принят, он явно несправедлив. Например, для сотрудников силовых ведомств по-прежнему сохранился более ранний выход на пенсию…

— Некоторому количеству силовиков, согласно новому закону, тоже повышают пенсионный возраст. Но повышают с 45 до 48 лет, а не с 60 до 63. Например, подполковник выйдет на пенсию не в 45 лет, а в 48, и размер этой пенсии будет намного выше среднего по республике. Я думаю, что-то около 6—8 млн рублей. Т.е. этот вполне здоровый, сильный человек, который еще способен работать, дополнительно будет получать немаленькую пенсию. Для силовиков ранний выход на пенсию — это часть их льгот. Т.е. по сути, это те льготы, за которые приобретается их лояльность к действующей власти.

Хотя не все силовики — сплошь оперативные сотрудники. Подавляющая часть — это такие же офисные работники, которые сидят и строчат бумажки. И ничего в этой работе сверхъестественного, опасного для жизни в принципе нет. Их можно разделить на разные категории: тех, кто, условно говоря, подвергает свою жизнь опасности, и тех, кто работает как офисные клерки, например, выдает справки. Им можно было установить возраст выхода на пенсию такой же, как и другим белорусским гражданам. И ничего плохого в этом бы не было.

С другой стороны, работяга, который, предположим, трудился на заводе, с золотыми руками слесарь или токарь… Он будет вынужден работать до 63 лет, соответственно, на пенсии он проживет совсем недолго. В отличие от того же силовика.

Если посмотреть на возраст дожития, то перспективы, к сожалению, не облачные, особенно для белорусских мужчин. У нас мало того, что мужчины живут меньше женщин, так они еще и выходят на пенсию на 5 лет позже. Получается, что наши мужчины всю жизнь работают и пенсии практически не видят. Можно взять статистику, сколько средств направляется на выплату пенсий мужчинам и женщинам (за исключением силовиков и льготников), получится один к трем, т.е. эта сумма для женщин в 3 раза больше, чем для мужчин.

— Раз уж власть приняла этот непопулярный закон, почему бы не откорректировать разницу в возрасте выхода на пенсию для мужчин и женщин?

— В нашей стране вообще очень развито патриархальное отношение к женщине как к человеку, отчасти пораженному в правах. В понимании нашего общества и правящей элиты, женщина — это такой человек, который должен растить детей и заниматься домашним хозяйством, поэтому и на пенсию ей надо выходить пораньше, чтобы посвящать свое время внукам, а не строить карьеру, становиться успешной, так как это принято на Западе.

— В Беларуси значительно различается уровень жизни в столице и в регионах. Как отразится повышение пенсионного возраста на жителях глубинки?

— Конечно, на белорусах, проживающих в регионах, это отразится сильнее. Особенно на женщинах средних лет, которые будут выходить на пенсию в ближайшее время.

Есть такой термин «сэндвич-поколение» — это женщины, зажатые между подрастающими детьми и стареющими родителями. Как это происходит? В малых городах, в сельской местности, условно говоря, за Минской кольцевой намного сложнее найти работу. Мужчины вынужденно уезжают на заработки в столицу, в Россию, в другую страну, в Евросоюз, женщины же остаются дома и на них возлагается ответственность за воспитание детей, они вынуждены ухаживать за престарелыми родителями. Очень часто происходит так, что мужчины, уехавшие на заработки, создают новые семьи там, где они сейчас живут и работают. А их жены зачастую, с одной стороны, вынуждены тратить огромное количество личного времени, чтобы воспитывать детей и помогать родителям, с другой — вынуждены работать и зарабатывать на жизнь. Как следствие, они не могут рассчитывать на хорошо оплачиваемую работу, потому что несут огромную социальную нагрузку, которую никто и нигде не учитывает. Этим женщинам может не хватать страхового стажа для выхода на пенсию: они были в декретном отпуске, а это на страховой стаж не влияет; они, возможно, где-то учились, и это тоже не влияет на страховой стаж. И если раньше они выходили на пенсию в 55 лет, то теперь будут выходить позже, а мы знаем, что в регионах бывает сложно найти работу, особенно людям предпенсионного возраста.

Можно себе представить, в какой ужасной ситуации будут находиться эти женщины, особенно если у них не будет работы. Это настоящая экономическая катастрофа и для них, и для их семьи. Таким образом, количество бедных людей и бедных семей в нашей стране в ближайший год значительно возрастет. И это абсолютно точно.

— Получается, что и без повышения пенсионного возраста проблем хватало. Особенно в регионах. Какой положительный эффект может быть от нового закона?

— Решение было принято для того, чтобы в очередной раз заткнуть дыру в бюджете. Без какой либо проработки и понимания всей стратегии, без перехода на какую-то часть накопительной пенсии, без выравнивания возраста выхода на пенсию между мужчинами и женщинами, без пересмотра существующих льгот для силовиков.

К сожалению, правительство выбрало самое простое решение — поднять пенсионный возраст и сэкономить таким образом бюджетные деньги. Экономия составит примерно $700 млн долларов в год. Такую сумму ежегодно пенсионеры будут недополучать, если брать в расчет размер средней пенсии, на сегодня это примерно $150 на белоруса в месяц, число мужчин в возрасте 60—62 года по данным статистики — 149,4 тысячи, женщин в возрасте 55—57 лет — 244,5 тысячи.

— Есть ли предпосылки к тому, что за счет такой значительной экономии пенсия у белорусов будет повышаться?

— В лучшем случае пенсию будут индексировать в соответствии с инфляцией. Я сомневаюсь, что ее повысят. В бюджете достаточно много проблемных статей, на которые пойдут эти деньги.

Может быть такая же ситуация, как с повышением двухлетней давности подоходного налога на 1%. Обещали выдать эти деньги семьям, воспитывающим детей, а на самом деле до этих семей дошло 20—30% от обещанного. Все остальные деньги растворились в бюджете и пошли на самые разные нужды. Боюсь, что в сегодняшней ситуации будет то же самое, в лучшем случае проиндексируют пенсии на размер инфляции. Ни о каком росте пенсий в среднесрочной перспективе при существующей пенсионной системе речь идти не может.

— Решит ли данный указ проблемы пенсионной системы? Не получится ли так, что спустя какое-то время снова встанет вопрос о повышении пенсионного возраста?

— С принятием закона о повышении пенсионного возраста фонд социальной защиты сбалансировал свои доходы и расходы. По крайней мере, фонд теперь сможет выплачивать пенсии из собственных средств, не получая дополнительную подпитку из бюджета.

Но динамика не в пользу социальной защиты, потому что страна входит в такую демографическую ситуацию, когда количество молодых людей, которые выходят на работу, несоизмеримо мало по сравнению с тем количеством людей, которые выходят на пенсию. Соответственно, просто некому будет работать, чтобы платить людям пенсии. И я боюсь, что для Беларуси это может быть не последнее повышение пенсионного возраста. Особенно если сохранять действующие льготы и размеры пенсий для сотрудников силовых ведомств, если не появятся новые источники для пополнения бюджета.

Простым повышением пенсионного возраста проблему не решить. Старение населения — это очень сложная проблема, которая цепляет целый клубок сопутствующих социальных, гендерных и демографических проблем.

Нельзя решить проблему пенсионной системы, просто увеличив пенсионный возраст. Для этого нужно, безусловно, какое-то комплексное решение. Нужен постепенный переход на накопительную систему, нужно посмотреть и где-то уравнять возраст выхода на пенсию мужчин и женщин, вернуться к вопросу о силовиках, для части из них уравнять возраст выхода на пенсию с гражданскими лицами, нужно вернуться к вопросу либерализации нашей собственной экономики, чтобы молодежь могла сама себя здесь, в Беларуси, реализовать, организовать свой бизнес либо успешно трудоустроиться, а не покидать страну в поисках работы…

Оксана Алексеева

Читайте также:

«Сюрпризы» при выходе на пенсию

И не надо преувеличивать, что большинство населения уже согласно…

«Удобным город сам по себе не станет»

Проблема 328

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.