Есть ли у Беларуси аргументы в газовом споре с Россией?
Как отразится локальный экономический конфликт на большой политике.
Между Минском и Москвой разгорелся очередной газовый спор. Причиной возникновения конфликта, как уже бывало прежде, стал вопрос цены. Белорусская сторона настаивает на необходимости пересмотра цен на газ, исходя из сложившейся ситуации на мировом рынке энергоресурсов. В России считают иначе и призывают официальный Минск придерживаться подписанных ранее договоренностей. А заодно и по долгам рассчитаться.
Кто победит в очередной газовой войне? Есть ли у официального Минска аргументы в споре с Москвой?
Россия не пойдет на введение равнодоходных цен
Эксперт по вопросам топливно-энергетического комплекса Татьяна Маненок считает, что белорусская сторона такими аргументами обладает.
— Я бы не стала называть это газовой войной. «Газпром» является владельцем нашей газотранспортной системы и вынужден работать в рамках белорусских законов. Я думаю, российская сторона будет пытаться решить конфликт в суде, — говорит эксперт.
Она считает, что ситуация вряд ли обернется серьезным газовым конфликтом. Ведь у Беларуси есть определенные аргументы, позволяющие настаивать на пересмотре формулы ценообразования.
— Прежняя формула была выгодна Беларуси. Теперь цена на топливо изменилась, и белорусская сторона настойчиво требует перехода на принцип равнодоходной цены, — напоминает эксперт.
По словам Татьяны Маненок, в идеале белорусские власти хотят получать газ по близким к внутрироссийским ценам. Эксперт напоминает, что во время подписания соглашения о создании Таможенного союза шла речь о введении с начала 2015 года равнодоходных цен. Однако на момент, когда соглашение должно было вступить в силу, Минск полностью устраивала старая формула ценообразования. Теперь ситуация изменилась.
— Россия не пойдет на введение равнодоходных цен. Это достаточно тяжелая финансовая ноша для «Газпрома». Кроме того, российская сторона технически не готова к этому, — отмечает собеседница.
И все же, белорусская сторона может рассчитывать на определенную скидку со стороны России, считает эксперт. Тем более, что Армения, которая покупает российский газ на схожих с белорусскими условиях, за последнее время дважды получала послабление со стороны Москвы.
Белорусская сторона тестирует Москву
Хотя очередной конфликт и облечен в форму спора хозяйственных субъектов двух стран, что уже является классикой белорусско-российских взаимоотношений, на самом деле это не просто самовольство на местах или финансовая несостоятельность каких-то предприятий, считает политический обозреватель Александр Класковский.
По мнению эксперта, официальный Минск фактически демонстрирует свое несогласие с ценами на российский газ.
— Это артикулировалось не раз на уровне вице-премьера Владимира Семашко и других представителей правительства Беларуси. Данный конфликт так или иначе имеет политическую окраску, — говорит Александр Класковский. — Почему белорусские власти тестируют Москву? Во-первых, денег мало. Хочется сбить цену, насколько это возможно. Определенная логика в этом есть. Однако стоит напомнить, что в данном вопросе белорусская сторона сама себя перехитрила. В свое время официальный Минск добивался достаточно сложной формулы на газ, и он ее добился. Тогда это приносило выгоду, но сейчас, когда обвалились цены на энергоносители, эта формула оказалась для Беларуси своеобразным капканом.
Политолог считает: власти надеются, что Москва не станет обострять конфликт, переводить его на уровень информационной войны.
— Сейчас как раз та ситуация, когда в Кремле не хотят открыто ссориться с Минском, — отмечает эксперт. — Свежий пример, который сейчас вдохновляет белорусское руководство, это то, что Беларуси удалось пока отбиться от размещения на своей территории российской авиабазы. Ведь уже казалось, что Путин подписал соответствующее постановление, и дело в шляпе. А дерзость белорусского руководства, в общем-то, принесла свои плоды. В Москве все взвесили и решили проглотить эту пилюлю.
В данном случае белорусская сторона также имеет шансы добиться определенного компромисса, прогнозирует эксперт.
— Может быть, не в два раза Москва цену снизит на газ, но все же чуть-чуть сбавит для того, чтобы нивелировать этот конфликт.
Семен Печенко, zautra.by