Терпи, скули и не высовывайся
Но почему среди нас так мало тех, кто готов брать ответственность на себя и двигаться вперед, отстаивая собственные интересы?
К особым чертам национального характера белорусов принято относить терпеливость, пассивность и нежелание идти на конфликт. Наибольшее терпение наши граждане проявляют в ситуациях, которые подразумевают конфликт с представителями власти или собственным начальством.
Среди причин такого поведения белорусов принято выделять сложившуюся веками ментальность, национальные традиции и подданническую политическую культуру, сформировавшуюся во многом благодаря влиянию со стороны России. Хотя, на мой взгляд, наибольший вклад в формирование «памяркоўнага» белорусского характера вносит ежедневный опыт взаимодействия граждан и власти, а также психологические травмы, логически вытекающие из этого взаимодействия.
Рассмотрим ситуацию на примере экспериментов с животными. В 60-х годах прошлого века известный психолог Мартин Селигман в ходе своих исследований открыл явление, перевернувшее классическое понимание роли условных рефлексов в традиционных представлениях о природе мотивации. Говоря простым языком, ученый выявил условия, при которых подопытные собаки переставали подчиняться условному рефлексу, а чувствительный удар электротоком не приводил к ожидаемому поведению животного.
Суть эксперимента заключалась в следующем — Селигман разделил собак на две группы и разместил их в разных комнатах. Собак из обеих групп подвергли болевому воздействию тока, который был подведен к животным через пол. При этом собаки из первой группы могли остановить неприятное воздействие тока, уткнувшись носом в специальную панель. Для них реакция имела значение.
А для собак из второй группы эксперимент проходил несколько иначе — их шоковое устройство было связано с системой первой группы, и болевое воздействие прекращалось только тогда, когда на отключающую панель нажимала связанная с ней собака из первой группы. Таким образом, у собак из второй группы не было никакой связи между их действиями и возможностью избежать удара током.
После такой «обработки» всех собак поместили в условия, где они могли легко избежать ударов током, перепрыгнув через невысокую перегородку. Собаки из первой группы быстро находили выход из неприятной ситуации, а вот собаки из второй группы, от действия которых ранее ничего не зависело, какое-то время метались от боли, скулили, а затем ложились на пол и продолжали терпеть боль.
Позже подобный эксперимент был проведен и на людях, но вместо ударов током использовался громкий раздражающий звук. Результаты эксперимента остались прежними — если человека поместить в такую ситуацию, в которой от его действий ничего не зависит, он перестает бороться, привыкает к неизбежности боли и становится беспомощным.
Порой, когда я наблюдаю за действиями наших властей, мне кажется, что они проводят тот самый эксперимент по внедрению «выученной беспомощности» среди наших граждан.
Белорусское общество разделено на две неравноценные группы. Первая — это те самые чиновники, которые нажатием на нужную кнопку могут изменить ситуацию. А вторая группа — это все мы, граждане, подключенные к системе первой группы и вынужденные ждать, когда же чиновник из первой группы нажмет на кнопку и наконец избавит нас от мучений.
Вот посудите сами — как бы хорошо ни велась бухгалтерия вашей фирмы, но если придет налоговая проверка, то обязательно найдет нарушения. Как бы вы ни отстаивали свое право на жизнь в собственном доме, но если придет чиновник с инвестором, то обязательно найдутся причины для сноса вашего дома и строительства нового многоэтажного гетто. Наконец, как бы вы ни голосовали на выборах, состав политиков в стране останется прежним. Он не меняется десятилетиями…
Всё, что остается белорусам — это ждать и уповать на то, что те главные «собаки» из первой группы когда-нибудь заметят их беды и ткнут своей мордой в панель, останавливающую удары током. А пока остается только терпеть, скулить и не высовываться.
Владимир КОВАЛКИН, naviny.by