TOP

Украина: проблема лидерства

Греческий философ Диоген запомнился большинству потомков не своими идеями, а тем, что с фонарем в руках — днем! — искал человека. Разумеется, ему и так все было хорошо видно. Просто зажженный фонарь посреди бела дня должен был символизировать тьму, в которую было погружено греческое общество, современное Диогену.

Сегодня в Украине, сколько ни зажигай фонарей, в головах не прояснится. Но человека — ЧЕЛОВЕКА! — ищут все. Никогда еще уровень недоверия к действующим партиям и политикам не был настолько высоким.

Практически на всех выборах в независимой Украине общество делилось примерно поровну. Так было, когда во второй тур президентской гонки выходили Кучма и Симоненко, потом — Ющенко и Янукович, наконец — Янукович и Тимошенко. Каждая группа избирателей получала мощного, привлекательного лидера. И пусть эти лидеры в реальности были далеко не мощными и не слишком привлекательными, но электоральная поддержка и общественное мнение делали их такими.

Казалось бы, ЕвроМайдан и «Революция Достоинства» должны были раскрепостить украинцев, выдвинуть новые интересные фигуры. Но этого не произошло. Политические «новички» не доказали за прошедшие два года свою состоятельность, а былые «тяжеловесы» потеряли и продолжают терять доверие.

Самым «тяжелым» орудием украинской политики до сих пор является глава государства. Однако по итогам двухлетнего правления рейтинг Петра Порошенко ниже, чем после аналогичного периода у его предшественников Виктора Ющенко и Виктора Януковича — и это при том, что он был избран уже в первом туре.

Все три былые лидера Майдана практически сошли со сцены. Виталий Кличко стал мэром и в этом качестве превратился в излюбленную мишень для насмешек и прессы, и избирателей. Рейтинг Арсения Яценюка сошел до нуля, как и рейтинг возглавляемого им «Народного фронта». «Свобода» Олега Тягнибока потеряла парламентский мандат.

Единственный, кто держится на плаву, — Юлия Тимошенко. В отличие от белорусских «сидельцев-страдальцев» она не стала политическим пенсионером. Она не сетует на свою тяжелую жизнь, не предъявляет счет обидчикам. Возглавляемая ею «Батькивщина» постепенно набирает рейтинг.

Почему? Все просто. Тимошенко удивительно технологична. Она чутко прислушивается к проблемам общества и говорит о них. И ее слышат. Накануне местных выборов пресса смеялась: «Юля рехнулась: говорит не о войне, а о тарифах на газ и воду!». Но по итогам местных выборов Юлия Владимировна могла довольно улыбаться: избиратель услышал именно ее — ту, кто говорил о том, что реально волновало избирателя.

Еще держатся имитаторы радикализма во главе с Олегом Ляшко. Кричит и суетится Михаил Саакашвили. Львовский мэр Андрей Садовой пытается поддержать миф о Львове как о «городе Солнца». Но в их шанс претендовать на первое — да и на второе — место в рейтинге украинских политиков, а стало быть и во власти, мало кто верит.

Распалась, атомизировалась вчерашняя правящая «Партия Регионов». В ее осколках отражается ненавидимый всеми, включая бывших сопартийцев, образ Виктора Януковича, а потому даже главный политический наследник «регионалов» — «Оппозиционный блок» — вряд ли в состоянии возродить былую мощь. Ему остается лишь искать возможность выгоднее продать правящей коалиции голоса во время голосования в Верховной Раде.

Но вот Владимир Путин расщедрился и освободил Надежду Савченко, в украинском политикуме и экспертном сообществе сразу заговорили о ее политических перспективах. Сегодня именно она, казалось бы, должна обладать наиболее высоким политическим рейтингом.

Так и есть. Однако военная и антивоенная волна постепенно падает, а тарифы на воду и газ растут. И хотя Савченко все еще позиционируется как главная политическая надежда Украины, но все громче звучат трезвые голоса: а действительно ли сможет эта отважная женщина реально управлять страной — даже если соберет нужное количество голосов на выборах?

Суета сует, все суета. И украинская политика — тоже суета. Но главное в Украине, в отличие от нашей Беларуси, — здесь есть из кого выбирать. Политики и во власти, и в оппозиции активно работают с избирателями, пытаются находить свои ниши. Никто не жалуется на то, что страна — больна, что их куда-то «не пускают», что электорат «не правильный».

Электорат — тот, какой есть. С ним нужно работать каждый день. Избирательная кампания начинается за две недели до окончания предшествующей. И пусть никто не знает, будут ли в Украине досрочные выборы, но подготовка к ним уже идет вовсю. Не исключено, что уже скоро аналитикам придется просчитывать политические расклады и замерять рейтинги не ради очередной статьи, а в надежде угадать, кто же будет править Украиной следующие пять лет.

Олег Богуцкий, Андрей Лунинецкий, специальные корреспонденты «Снплюс»

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.