Наши дачи: Вчера и сегодня
В разгаре сезон садоводства. 5 тысяч товариществ по всей стране переполнены дачниками. Проблем у них предостаточно. Начиная от неувязок «самоуправления» в кооперативах до тщетных попыток прописаться на своих сотках…
А еще многие удивляются и пытаются выяснить, почему тарифы на загородную «коммуналку» обходятся дороже, чем в столичных квартирах. Задумываются: а помогает ли вообще садоводам государство? Что ж, давайте разбираться.
Большинство садовых товариществ появилось несколько десятков лет назад. В то время все соседи «по тяпке» были, как правило, коллегами — кооперативы формировались предприятиями. Поэтому и управлять садоводами было проще: подчиненный на работе — он и на даче подчиненный. Сегодня же, когда любой относительно состоятельный гражданин может прикупить себе домик либо участок напрямую или по правилам аукциона, появилось заметное расслоение. Кто-то по-прежнему приезжает сюда на выходные «покопаться» на грядке, но для многих садовый домик давно превратился в полноценный дом. На природе. Чтобы жить так, как немцы, американцы, скандинавы — ну чем мы хуже?!
Местная власть. Кто здесь хозяин?
Когда кооператив разрастается до своеобразного «агрогородка», без грамотного лидера не обойтись. Валерий Дубовский уже полтора года во главе товарищества под Заславлем. Желание стать председателем родилось из простой мысли: «если видишь непорядок и в силах это изменить, оставаться в стороне нельзя!
— Одна из главных проблем дач сегодня — самоуправление. Кооперативы по количеству участков, а следовательно, и по финансовым условиям тоже отличаются. Размер взносов устанавливается на общих собраниях, не Бог весть какие деньги нужно затем грамотно распределить. Ведь если соседняя деревня включена в административную систему со всеми вытекающими отсюда последствиями, то мы — сами по себе. Поэтому нужен сильный руководитель, пользующийся уважением и доверием. Но дело хлопотное, неблагодарное… Председатели по сути просто волонтеры, ведь работают практически «за бесплатно»: два-три миллиона… А опытные управленцы и без того заняты семьей, бизнесом — не имеют лишнего времени. И часто начальниками в итоге выбирают слабохарактерных людей, которые «сдуру» соглашаются, но, не имея опыта, не в состоянии удержать все под контролем. В итоге дачи ветшают, приходят в упадок, люди недовольны…
Это только кажется, что собрать деньги на кооперативные нужды — чисто механическая задача. Но у председателя и правления нет «силовых» полномочий, а у многих дачников — совести и сознательности. Впрочем, часто и денег… И что делать, если цены на все и вся растут быстрее грибов? Кстати, ежедневные дачные «задачки» не просто сводятся к улучшению быта — есть ведь еще и любители его разрушать! Одни приезжают, чтобы пить с утра до вечера, другим за полночь надо врубать музыку на всю мощь… А милиция доезжает до нас разве лишь по уголовным делам. Ну, иногда подловить выпивох и бесправников за рулем… Поэтому должников и нарушителей местного уклада чаще приходится наказывать лишь предписаниями. Проигнорировал — могут исключить. Но для этого нужно провести собрание из большинства членов кооператива, что очень часто чрезвычайно сложно… В итоге — долги с последующими нервотрепкой и бытовыми неурядицами, часто — моральный дискомфорт.
Корень зла: «Дача — не населенный пункт»
Завязался разговор с одним из садоводов. Пенсионер в недоумении:
— Проработал 40 лет на заводе, под старость решил отдохнуть и переехал на дачу, квартиру оставил детям и внукам, но жить тут получается дороже, чем в столице! Разве не издевательство?
Почему так происходит? Упрощенно говоря, дом на дачном участке не может считаться «местом постоянного проживания», посему прописаться там не получится, возможна лишь временная регистрация. А раз нет прописки — нет и льготных тарифов. В результате дачники, которые живут в своих загородных домах круглый год, платят за «коммуналку» (особенно за газ) едва ли не вдвое больше за минчан. И дело тут не только в тарифах…
Почему такая разбежка по «коммуналке» нам объяснила бухгалтер садоводческого товарищества «Ученый» Раиса Предко:
— Что касается электричества — с одной стороны, тариф у нас такой же, как у всех — 1188 рублей за кВт·ч, с другой — воду качает электронасос, линии электропередачи обслуживаем за свой счет. В результате — каждому «немалый» плюс к тому, что счетчик намотал… Прохудилась водонапорная башня, заменить — тоже немалые расходы. Платим и за вывоз мусора — вот вам еще 800 тысяч в месяц. И это я еще не говорю про должников, за которых платят остальные — а куда деваться? Газ пока только проводим, но мне известно, цена для нас будет выше, чем в городах и поселках.
«Газовая» справка
Сегодня дачники платят за газ 3738, 1 бел. руб. за 1 м3 (по тарифу, «обеспечивающему полное возмещение экономически обоснованных затрат»), в то время как для всей остальной страны эта цифра — 2842,2 рубля. К тому же в отопительный сезон для сельчан и жителей городов действует скидка: цена зимой — 776,3 за м3. Такой «привилегии» садоводы лишены. Как после этого протопить дачный дом и не остаться «без штанов» — не понятно.
Решение налицо — нужно признать кооператив населенным пунктом. А это не просто дежурное разрешение власти. Тут отдельный «протокол», свои серьезные требования, которые при тщании чиновников никак не обойти. Например, как минимум следует привести в порядок дороги. С одной стороны, нормы здесь совсем простые, они обозначены незатейливой формулой «должны быть проезжими». Но если состояние «магистралей» в ближайшей деревне — забота нашего с вами государства, то на дачах — все на деньги садоводов, тут государство от проблем открещивается напрочь. И где набрать тех денежек? Ведь одними стежками-дорожками дело, как вы понимаете, не ограничивается!
Как вы прекрасно понимаете, наши люди к различного рода препонам давно привыкли и научились их всеми правдами-неправдами обходить. «Неправдами» — уж простите за тавтологию — обходят куда чаще. Например, сплошь «химичат» с электросчетчиками. В ход идут и старые методы воровства электричества, и новейшие «технологии».
Николай Меленчук из товарищества «Вясёлка» на сей счет сказал так:
— Воруют и в соседней деревне. Нехорошо, согласен… Но там у людей отмазка: они, мол, дурят государство, которое, как считают сельчане, недодает им за то, то и это… Но у нас ведь картина совсем другая! Крадут фактически у своих добросовестных соседей! Смотрю и понимаю: ну не могла у моей соседки набежать за месяц такая мизерная цифра! А она стоит на своем — ничего не знаю, сколько намотало, столько и плачу! И ничего не сделаешь, не пойман — не вор. Поди поймай ее, если сын БПИ закончил и в электрике просто ас… Но в итоге нас грозят отключить за недоплату вообще, а до этого отключать начали от линии на несколько часов днем. Куда это годится?
Спасение утопающих…
В Министерстве архитектуры и строительства дают общий ответ по поводу «прописной трансформации»:
— По отдельным кооперативам проводился анализ, пришли к выводу — дома в товариществах не соответствуют нормам жилой усадебной застройки. Нет качественных дорог, налицо проблемы с пожарной безопасностью. Опять же — нет почтовых адресов. Есть и куда более серьезные претензии: по нормам жилые массивы должны быть обеспечены магазинами, детскими садами, школами и поликлиниками… Поэтому и нельзя прописаться.
Получается замкнутый круг: «Вы всё сами в порядок приведите — бюджетных денег не получите»! Так что пока бесконечные разговоры власти «о стимуляции частного домостроения» почти не выходят за пределы властных же кабинетов, и будущее дачников, в буквальном смысле, в их собственных руках.
Потерянная выгода
В стране немало умирающих деревень «по три дома», которым государство все равно помогает, а дачные кооперативы, ставшие де-факто относительно развивающимися населенными пунктами, остаются в стороне. Парадокс! Можно подумать, что обозначенные министерством проблемы дачного обустройства не касаются деревенских развалюх, деревенского бездорожья и прочей социально-бытовой неустроенности села.
За примерами ходить далеко не надо: возвращаемся к разговору с Валерием Дубовским:
— Пришло время рассмотреть «дачные» проблемы на государственном уровне: куда относить эту сложную систему, где многие проживают круглый год? Как придать им статус населенных пунктов без колоссального материального ущерба для семей?.. Бюджета, говорите, в стране не хватает? Ну, не привыкать: давайте еще потянем проблему, только от этого ее решение не ускорится… В нашем кооперативе, например, 15 домов заселены постоянно, еще 30—40 семей живут здесь по полгода, но под «населенный пункт» никак не подходим: под детские площадки места нет, а лес внутри, между улочками не вырубишь! Только вот неувязочка: в соседней полуживой деревне тоже нет специально оборудованного для малышни места! А где вы их вообще видели, кроме агрогородков?
И кому выгода от такого выборочного подхода?
Между тем плюсы статусной «трансформации» очевидны: новые и обновленные поселки разгрузят крупные города, люди получат возможность жить на природе, дышать свежим воздухом, растить здоровую малышню… В дачных поселках, где в массе своей однородная социальная среда, проще наладить то, что называется добрососедством.
О плюсах современно организованного дачного пространства можно говорить долго. И все, что нужно «продвинутым» товариществам от государства, лишь помощь в обустройстве. Но, увы, пока она существует только на бумаге и в головах отдельных чиновников…
Сколько стоят заветные 15 соток? Как прикупить участок по душе? А так же о том , как устроена дачная жизнь в других странах, как отличается их инфраструктура и почему те же немцы удивлены «богатством» наших садоводов — читайте в следующем номере.
Сергей Прохоров
Читайте также:
Бобруйская крепость: «евроремонт» большой истории
«Двойное дно» техосмотра: когда штраф дешевле безопасности