TOP

Лукашенко хочет дать учителям хорошую зарплату, но не знает, где взять

В ситуации, когда учитель занимается организацией походов на хоккей, членством в БРСМ и «Белой Руси», а также выборами, трудно надеяться, что он будет иметь авторитет.

Если у белорусских учителей не будет достойного статуса и зарплаты, государство потеряет лучшие педагогические кадры, заявил Александр Лукашенко. Правда, глава государства опять не стал уточнять, каким образом этот статус и зарплата у учителей появятся.

9 августа президент, заслушивая доклад о ходе приемной кампании и подготовке системы образования к новому учебному году, озаботился статусом педработников.

«Вопрос статуса педагогического работника, скажу точнее — учителя, прежде всего средней школы, уже приобрел не просто общественное звучание, а политическое. По многим причинам. На учителе всегда лежала тяжелая миссия, и никогда богатыми учителя не были. Не совсем богаты они и сегодня. Но нагрузку на них, в том числе политическую, мы накладываем огромную», — сказал Александр Лукашенко.

Он отметил, что именно учителя составляли «основу политического ядра, которое проводило главную политическую кампанию».

По его мнению, именно учителя относятся к категории граждан, «которые обеспечивают стабильность в нашем государстве» и при этом необоснованно обижены.

Глава государства отметил, что далек от желания «просто повысить зарплату учителям и точка»: «Я не хочу так ставить вопрос. Я хочу сказать по-другому: ситуация с материальным обеспечением учительства дальше нетерпима, поэтому давайте учителя нагрузим настолько, насколько он должен быть загружен, но будем платить достойную зарплату. Мы учителя не потеряем: учителя были и всегда будут. Но мы вымываем самые сильные кадры из системы нашего образования, прежде всего школы. Мы теряем самых лучших учителей».

Отметим, что именно Лукашенко в свое время предложил поднять учителям ставку с 18 до 20 часов в неделю: «Ну сделайте шаг навстречу в этом плане, как произошло с государственным аппаратом, где я принял решение по сокращению на 25%, и под 13 тысяч человек мы сократили. Народ поймет, если мы за счет этого и других ресурсов подымем зарплату. Почему не пойти на эти два часа, чтобы народу продемонстрировать?»

Это было сделано в 2013 году после того, как глава государства сказал о необходимости оптимизации труда учителей в своем послании народу и парламенту 19 апреля 2013 года. Теперь он рассуждает об учительстве так: «Издревле мужчина — кормилец. И что, если он учитель, он прокормит семью на эту зарплату? Поэтому женщина остается, а мужчины идут искать новую, более оплачиваемую работу. Таким образом мы теряем мужскую часть нашего учительства. Это не совсем хорошо».

Глава государства упускает из виду, что в Беларуси в принципе большинство работников — женщины. При этом большинство женщин работают, а не сидят на кухне с борщом в ожидании мужа-кормильца. Для значительной части белорусских семей мужчина-кормилец — это миф.

Тем не менее феминизация сферы образования — плохой знак для страны, в которой основные позиции в сферах, где принимаются общественно значимые решения, занимают мужчины.

Что предлагает президент? «…Давайте загружать учителя таким образом, чтобы действительно его статус был высок. Чтобы на селе и в городе, особенно на селе, учитель был главным действующим лицом», — цитирует Лукашенко БЕЛТА. — С другой стороны, и государство должно подставить свое плечо. Это плохо, когда уже сегодня учитель в хороших, средних хозяйствах имеет половину зарплаты от механизатора, доярки. Это ненормально. Поэтому этот вопрос коренной, центральный. Как бы мы от него ни уходили, как бы мы себя ни убаюкивали, что учителя не ставят перед нами каких-то материальных вопросов, мы четко должны понимать, что для каждого человека это важный момент. А для учителей — архиважный, поскольку их средняя заработная плата ниже, чем по стране».

Сколько зарабатывают учителя? Начисленная среднемесячная заработная плата в образовании во втором квартале составила 5 211 367 неденоминированных рублей. А еще в ноябре прошлого года учителя зарабатывали больше — в среднем 5 977 000 рублей.

Безусловно, это небольшой заработок с учетом психологической нагрузки и ответственности. Однако, отметила заместитель председателя Таварыства беларускай школы Тамара Мацкевич, проблема учительства не только в низких заработках. Многие учителя уходят из школы как раз из-за необходимости выполнять функции, не свойственные их профессиональной деятельности. Другими словами, быть политруками и идеологами соглашаются не все — вне зависимости от того, сколько за это платят.

«Не секрет, что авторитарный режим рассматривает систему образования как средство, его цементирующее. Так происходит на Кубе, в Беларуси и Крыму. Ура-патриотизм заменяет собственно образование, и у учителя нет времени, чтобы учить. В словах главы государства нет ничего нового, но в демократическом государстве не то что вслух нельзя сказать такое, но даже подумать об учительстве как механизме чьих-то политических игр, о его участии в проведении выборов в том виде, какой есть в Беларуси», — отметила Тамара Мацкевич.

Наша школа из образовательного института превращается в учреждение, где осуществляется контроль над молодым поколением, считает Мацкевич. «Трагично, что и учителя такое положение вещей принимают за нормальное. А те, кто не соглашается, вынужден уходить из школы. В такой ситуации, когда учитель занимается организацией походов на хоккей, членством в БРСМ и «Белой Руси», а также выборами, трудно надеяться, что он будет иметь авторитет. Если бы учителя массово вышли из избирательных комиссий, имидж улучшился бы многократно», — заключила Тамара Мацкевич.

Елена СПАСЮК, Naviny.by

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.