TOP

Что делать с МАЗом, безработицей и долгами?

Бизнесмен Александр Кнырович озвучил вопросы, которые, по его мнению, белорусы должны задать каждому кандидату в депутаты. 

Сайт «Завтра твоей страны» адресовал их замглавы Движения «За свободу» Алесю Логвинцу и лидеру кампании «Говори правду» Андрею Дмитриеву.

Александр Кнырович: — Первый вопрос — это судьба старых промышленных предприятий. Это «МАЗ», «Атлант», МТЗ — что с ними делать? В эти предприятия вкатили огромные народные деньги. Перспективы их крайне туманны, и решение принимать надо не через пять лет, когда «распогодится» ситуация в экономике. Это нужно решать сегодня, иначе эта история может закончиться еще хуже.

Алесь Логвинец (ЦИК отказал ему в регистрации кандидатом в депутаты. — Прим. «Завтра твоей страны»): — Каждое предприятие надо рассматривать в отдельности. Считаю, что нужна приватизация, поиск стратегического инвестора.

Нужно сделать все, чтобы предприятия стали эффективными. Без собственника это невозможно реализовать.

Одновременно потребуются программы переобучения и перепрофилирования рабочих.

Андрей Дмитриев, кандидат в депутаты по Дзержинскому избирательному округу № 71: — Во-первых, нужно оценить в реальности, что происходит на этих предприятиях. Сегодня огромное количество документов закрыто. Во-вторых, нужно провести санацию: выделить предприятия, которые способны держаться на плаву, сократить их производства для того, чтобы они были конкурентоспособными на рынке, и готовить к приватизации.

Холдинг «МАЗ» включает в себя как лакомую и прибыльную часть, так и часть убыточную. Они требуют разного подхода. Нужно искать инвестора для этих проектов, создавать для них максимально благоприятные условия.

Предприятия, которые невозможно спасти, — ликвидировать. Деньги направлять не на поддержку завода-зомби, а на поддержку работников, на их перепрофилирование, получение нового образования.

Александр Кнырович: — Второй вопрос касается цены денег в экономике. Извините, но простой белорус, если он находится в здравом уме и трезвой памяти, не пойдет брать кредит под 25% годовых, чтобы построить себе квартиру. И под 20% не пойдет…

Наверное, если мы добьемся, чтобы деньги в экономике стоили 10%, то увидим совсем другую картину. А для этого нужна инфляция, которая измеряется 3—4%. И у меня есть вопрос к будущим депутатам: а какие меры нужно предпринять, чтобы достичь именно этого? Не эфемерного процветания «сильной и независимой Беларуси», а конкретных показателей.

Алесь Логвинец: — Цена денег в экономике должна быть равной для всех.Если у нас будет соответствующая монетарная политика, которая будет следить за денежной массой и придерживаться правил, то цена денег упадет. В любом случае нужно прекратить льготное кредитование.

Андрей Дмитриев: — То, что делает сегодня центральный банк — это правильная политика, которая заключается в том, чтобы не печатать лишних денег. Также нужно заканчивать субсидирование убыточных предприятий.

Александр Кнырович: — Третий вопрос — как мы будем отдавать накопленные внешние долги? Сегодня каждый белорус должен больше 4 000 долларов внешним кредиторам.

Алесь Логвинец: — Да, у нас задолженность большая. Это проблема и наша, и внешних кредиторов. Самый главный вопрос — каким образом сделать так, чтобы экономика вышла из рецессии. Как найти источники долгосрочного роста экономики? Это частная собственность, развитие малых и средних предприятий, благоприятный инвестиционный климат.

Андрей Дмитриев: — Как мы будем отдавать кредиты? Как и все государства отдают — через развитие экономики, получение прибыли. Очевидно, что нам потребуется реструктуризация долга.

Проблема не в том, что мы одалживаем деньги. Многие страны берут кредиты на создание новых производств и развитие экономики. Наша проблема в том, что эти деньги идут не на создание роста в экономике, а на «латание дыр», в том числе на субсидирование госпредприятий.

Александр Кнырович: — Четвертый вопрос о безработице. Закрывающиеся предприятия, сворачивающие производства и теряющие рынки сбыта, точно будут высвобождать людей. Если у нас строительный комплекс был настроен на постройку 10 миллионов «квадратов», а завтра собирается построить только 3,5, то куда пойдут толпы строителей?

Алесь Логвинец: — На этот вопрос ответил, когда говорил о судьбе старых промышленных предприятий.

Андрей Дмитриев: — Нужно сделать ставку на инициативу, на поддержку малого и среднего бизнеса. Надо создавать условия для делового климата. Мы должны из Уголовного кодекса убрать статью о незаконном предпринимательстве. Когда человек готов открывать свое дело в регионе, пусть он два года работает без проверок, с нулевым налогом на прибыль.

Нужно обеспечить бизнес доступными кредитами. Даже 15% — это много, особенно для малого бизнеса.

Нужно сделать так, чтобы бизнес было легко зарегистрировать. Сегодня невероятно высокие риски. В ситуации, когда что-то пошло не так, все долги вешают на человека, который начал бизнес. Это нечестно. Если бы на госпредприятие, которое банкротится, вешали все долги…

Нужно вернуть понятие общества с ограниченной ответственностью, чтобы человек понимал, что он легко сможет войти в бизнес, но в случае неудачи он не должен будет еще полжизни работать, чтобы отдать деньги, а в будущем создаст новый бизнес. Оценивая риски, белорусы понимают, что они слишком высоки, и не идут в бизнес.

Нельзя провести рыночные реформы, если мы не обеспечим социальную защиту населения. Иначе наше общество открутит назад эти реформы. Поэтому очень важно повысить пособие по безработице, дать людям, потерявшим работу, возможность получить новую профессию, на время обучения сохранить зарплату, которая была на предприятиях, где они работали. Тех, кто хочет в бизнес, — обучить, как начать свое дело, и обеспечить доступные кредиты.

Я имею в виду не только кредитную ставку, но и условия получения кредита. Например, сегодня человек может получить кредит при условии, что 50% необходимого капитала он вложит сам, а где ему найти эти средства? Нужно пересматривать условия входа в бизнес.

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.