TOP

Хрупкий мир: где может полыхнуть

10 возможных вооруженных конфликтов, которые угрожают мирному существованию человечества. Forbes со ссылкой на американский ресурс подготовил описания этих угрожающих человечеству столкновений.

Российско-китайская война за Сибирь

Китайским военным вторжением россияне пугают друг друга не первый десяток лет. С каждым годом экономическая и военная мощь «китайского дракона» усиливается, как и его желание потеснить «российского медведя».

В январе 2015 года военный эксперт Фрэнк Джейкобс на страницах американской газеты New York Times создал резонансную тему, изложив причины, по которым Китай потребует себе территорию Сибири.

Китай перенаселен и испытывает дефицит сырьевых ресурсов. Сибирь же, наоборот, мало заселена и богата древесиной, нефтью и газом. Население Китая (1,35 млрд человек) почти в 10 раз превышает население России (144 млн), а на территориях, прилегающих к 4209-километровой российско-китайской границе диспропорция еще огромнее — лишь 6 млн россиян живут напротив 90 млн китайцев.

По мнению Фрэнка Джейкобса, существенная часть сибиряков может взвесить выгоды и увидеть, что Поднебесная им ближе, чем Москва, после чего Пекин раздаст им китайские паспорта и пошлет «вежливых желтых человечков» для военной защиты «своих граждан». Западные эксперты считают, что при таком развитии событий России придется либо уступить Китаю часть своей территории, либо применить ядерное оружие.

Эта война считается маловероятной. Во-первых, теплолюбивые китайцы неохотно селятся в Сибири — по данным Федеральной миграционной службы РФ, в 2014 году в страну прибыло лишь 11000 китайских мигрантов. Во-вторых, перед Китаем лежат более легкие пути для экспансии, чем конфликт с ядерной державой. Отобрать территории проще у Монголии, а нефтегазовые месторождения — у Филиппин в Южно-Китайском море.

Война за Балтию

После неожиданной российской аннексии Крыма, в Европе резко возросли беспокойства относительно того, что Москва может вынашивать агрессивные замыслы в отношении стран Балтии.

О вероятном российском вторжении неоднократно заявляла президент Литвы Даля Грибаускайте. В мае 2016 года в интервью газете The Independent устрашающий сценарий российского нападения на Евросоюз изложил британский генерал Александр Ричард Ширрефф, бывший заместитель верховного главнокомандующего ОВС НАТО в Европе.

По его мнению, Россия уверена в слабости НАТО и уже в 2017 году может начать военное вторжение в Эстонию, Латвию или Литву под предлогом ущемления прав русскоязычного меньшинства в странах Балтии. По мнению Ричарда Ширреффа, Кремль может сделать ставку на то, что НАТО не вступит в эту войну, испугавшись перспектив обмена ядерными ударами.

«Северокорейская весна»

О том, что режим Северной Кореи неминуемо рухнет, эксперты твердят на протяжении десятков лет. С каждым годом экономическое и культурное отставание КНДР от соседних стран увеличивается, а информационный занавес, закрывающий корейцев от развитого мира, ослабевает. Подешевевшие и ставшие доступными смартфоны открывают жителям этой страны правду о плачевном уровне жизни в КНДР. Их сомнения в мудрости правящего режима разжигают также десятки тысяч китайских туристов, разгуливающих по стране в дизайнерской одежде с дорогой фототехникой.

В конечном итоге массы недовольных граждан могут выйти на улицы, и часть армии перейдет на их сторону. Антиправительственное восстание в стране, обладающей ядерным оружием и находящейся в центре одного из самых динамичных и густонаселенных районов планеты, вероятно, очень быстро втянет соседние государства. Эксперты полагают, что в северокорейский конфликт поспешит вмешаться Южная Корея при поддержке США, либо же это сделает Китай.

Партизанская война ИГИЛ в городах Европы

Самопровозглашенный халифат ИГИЛ под напором армий многих стран теряет плацдармы и может лишиться всей своей территории. Но когда их реальное государство падет, фанатики-джихадисты, съехавшиеся туда со всего мира, вряд ли смирятся с этим. Велика вероятность, что они вернутся в свои страны и продолжат вести кровопролитную партизанскую борьбу.

По оценке Института арабских и исламских исследований, в Сирии в рядах ИГИЛ воюют около 6000 европейцев, в том числе 600 граждан Франции и 500 граждан Бельгии. Вероятно, города Франции и Бельгии станут главными целями партизанских атак. Так же сильно достанется Германии и Британии.

Гражданская война в Венесуэле

В Венесуэле трещит по швам социалистическая система, заложенная Уго Чавесом 17 лет назад. В стране почти невозможно купить многие товары первой необходимости. Инфляция, по прогнозу МВФ, разгонится в этом году до 700%, а экономика упадет на 10%.

В республике стали обычным явлением голодные бунты, когда толпы людей грабят продуктовые магазины и вступают в ожесточенные стычки с полицией. Ситуация накаляется, и правительство Николаса Мадуро может столкнуться с вооруженным сопротивлением. В странах Латинской Америки такое развитие событий нередко оборачивается кровопролитием в ужасающих масштабах.

«Цветная» революция в Китае

Власти Китая регулярно пугают население рассказами о том, что Соединенные Штаты пытаются разжечь в КНР «цветную» революцию, чтобы свергнуть правящий режим и «столкнуть страну с пути развития в пропасть хаоса». «Китайские государственные учреждения, включая полицейские департаменты и суды, распространяют видеосюжеты со сценами хаоса и разрушений в Сирии, Египте, Ливии и Украине. В этих сюжетах утверждается, что страны, пошедшие на поводу у Соединенных Штатов, погружаются в войну, беспорядок и безумие», — пишет Washingtonpost.

Распространяемые китайскими властями видео несут мощный пропагандистский заряд, но их правдивость сомнительна. Смена режима в Китае — слишком дорогостоящее и дестабилизирующее явление для Штатов.

Вторая боснийская война

В 1992—1995 годах на территории Боснии и Герцеговины полыхала жестокая война, запомнившаяся беспорядочными обстрелами городов, геноцидом и этническими чистками. В ходе одной лишь резни в Сребренице за несколько дней сербы истребили свыше 7000 боснийских мусульман.

Кровопролития были остановлены созданием двух «государств в государстве»: Боснии и Герцеговины для боснийцев и хорватов, а также Сербской Республики — для сербов. Мир здесь очень хрупок, так как жители этих государств недовольны тотальной бедностью, высоким уровнем безработицы и неэффективной политической системой. Эксперты отмечают, что население Боснии радикализируется, и война может вспыхнуть с новой силой.

В прошлом году информагентство BBC назвало Боснию колыбелью современного джихадизма. Свыше 300 боснийцев уехали в Сирию и Ирак воевать на стороне ИГИЛ. Вернувшись домой, они могут устроить теракты и разжечь этнический конфликт.

Саудоаравийская революция

Саудовская Аравия остается оплотом стабильности в раздираемом войнами и распрями Ближневосточном регионе. Однако американский Вашингтонский институт отмечает, что условия в Саудовской Аравии сейчас похожи на те, которые предшествовали египетской революции. В королевстве назревает социальный бунт.

Молодежь Саудовской Аравии, составляющая примерно две трети населения, может потребовать радикальных перемен, как это произошло в Египте в 2011 году. Свыше 100 000 юношей и девушек королевства сейчас получают высшее образование в странах Запада. Эти люди начинают возвращаться на родину после многолетнего пребывания в государствах с высоким уровнем демократии и гражданских свобод. Без сомнения, эти представители нового поколения попытаются изменить традиционный общественный уклад в королевстве, сделав его более светским. Насколько кровопролитной будет эта смена, предсказать сложно.

Индо-Пакистанская ядерная война

В 2008 году мировым дипломатам пришлось охлаждать пыл двух поссорившихся ядерных держав: Пакистана и Индии, едва не устроивших друг другу кровавую баню. Тогда конфликт удалось предотвратить, но отношения между этими странами остаются враждебными, и угроза возникновения войны между ними висит в воздухе.

Пакистан поддерживает сепаратистов в Кашмирской долине, где продолжаются ожесточенные массовые беспорядки. В столкновениях демонстрантов с полицией погибло 70 человек, ранения получили около 6 000 человек, 90 полицейских участков и других правительственных учреждений было разгромлено или сожжено.

Третья мировая война в Южно-Китайском море

Единственную угрозу, более устрашающую, чем прямое столкновение Индии с Пакистаном, несет противостояние Китая и США в Южно-Китайском море.

По словам эксперта вашингтонского Центра стратегических и международных исследований Грега Полинга, долгосрочная цель Пекина — установить контроль над всей акваторией Южно-Китайского моря, вытеснив оттуда других претендентов. «В 2014 году Китай перестал давить на соседей, включая Вьетнам и Филиппины. Но мы внезапно обнаружили, что китайские искусственные острова начали возвышаться там, где раньше торчали лишь скалы и рифы. Появление этих островов меняет баланс сил в пользу Китая», — рассуждает Грег Полинг.

Сейчас США посылают самолеты и корабли патрулировать территорию возле китайских насыпных сооружений, игнорируя предупреждения китайских военных. Соединенные Штаты настаивают на том, что их военный флот может свободно там находиться, поскольку это международные воды. Пекин же требует считать морскую территорию возле создаваемых искусственных островов китайской.

Эксперты не исключают, что Штаты могут попытаться остановить экспансию Китая силой. Военный конфликт двух сверхдержав вовлечет множество других стран. Он способен перерасти в самую кровопролитную войну в истории человечества.

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.