TOP

Как остановить произвол?

В последнее время достоянием гласности стали новые факты превышения власти работниками милиции. Вот они, эти факты.

1 ноября суд Центрального района г. Минска вынес приговор в отношении 17-летнего Александра Харуты. Его обвинили в нападении на сотрудника ОМОНА и осудили на два года «химии».

Уникальность ситуации не только в том, что подросток якобы избил дядю-омоновца, но и в том, что суд проигнорировал показания А. Харуты о жестоком обращении с ним после задержания. По его словам, в автозаке ему нанесли не менее пяти ударов по голове, а когда он лежал на полу — еще не менее пяти ударов по спине. На него надели наручники и положили лицом на пол. И это — далеко не все незаконные действия омоновцев, о которых рассказал А. Харута на суде…

21 октября завершилось судебное разбирательство по факту смерти в следственном изоляторе г.Минска 21-летнего Игоря Птичкина. Виновным в ненадлежащем исполнении профессиональных обязанностей (ч.2 ст.162 УК) признали фельдшера медчасти Александра Крылова. Однако родные погибшего заявляют, что парня забили до смерти. В частности, его мать Жанна Птичкина утверждает, что видела сына в морге и ужаснулась. По ее словам, «он был синий от шеи до пояса, а лицо, как у мужчины 40 лет и с таким выражением, как будто его пытали». Матери в морге также отдали вещи сына — байку, брюки и майку, которые были пропитаны мочой, что может говорить о том, что его долго истязали.

В последнее время стали известны некоторые обстоятельства смерти в Жодинском изоляторе жителя Слуцкого района 39-летнего Игоря Барбашинского. Он вместе с младшим братом Иваном обвинялся в оказании сопротивления работникам милиции, когда те хотели затолкать их в милицейскую машину для отправки в медвытрезвитель. Во время нахождения под стражей 16 сентября И. Барбашинский был доставлен в Жодинскую городскую больницу с невыясненным диагнозом, а через три дня умер. Матери И. Барбашинского стало известно, что на теле сына были выявлены многочисленные телесные повреждения, в том числе на голове, грудной клетке и ногах. Она потребовала от следственных органов провести проверку по факту смерти сына.

Кадры решают все?

Почему такие факты происходят? Почему сотрудники силовых структур проявляют такое неуважение к людям, которых должны защищать? Для чего и кого они работают и за что получают немалые зарплаты?

В интервью сайту «Завтра твоей страны» генерал милиции Мечислав Гриб отмечает гораздо большую безнаказанность сотрудников милиции, чем при СССР, и причину он видит в том, что они служат власти.

Политолог Алесь Логвинец указывает, что Беларусь превратилась в полицейское государство, где сотрудники милиции являются «привилегированной группой населения». Он считает, что к злоупотреблению властью силовиков приводит насаждаемый им образ мышления, согласно которому они рассматриваются в качестве «слуг государевых».

Я согласен с мнением экспертов. Действительно, нынешняя милиция ориентируется на обеспечение порядка в общественных местах, на подавление всяких «сборищ» и на составление протоколов на «несогласных». При таких акцентах в деятельности милиции граждане выступают в качестве потенциальных нарушителей, объектов для воздействия, в том числе и силового.

Получается, что органы милиции, как и иные силовые структуры (органы следствия, прокуратуры, спецслужбы и др.), превращены в военизированные группировки. Судя по всему, они призваны держать народ в подчинении и страхе, а также не допустить общественных протестов и всякого рода экстремизма. Для достижения этих целей, как говорится, все средства хороши. И если кто-то из силовиков выходит за рамки закона и применяет непозволительные методы, то власть предпочитает смотреть на эти «мелочи» сквозь пальцы.

Нужны новые кадры

Понятное дело, что от сотрудников милиции, которые злоупотребляют своими полномочиями и нарушают права граждан, надо решительно освобождаться. Но что делать, если эта «болезнь» поразила многих? Похоже, нужно модернизировать саму систему.

Примеры обновления органов внутренних дел дают наши соседи, которые развиваются на принципах правового государства: Литва, Латвия, Эстония, Польша, Украина… Они провели ротацию кадров в полиции, значительно сократив ее ряды. Часть сотрудников перестала носить форму. По конкурсу набрали много молодежи. Перед полицейскими ведомствами поставили новые задачи, провели реорганизацию.

Рецепт излечения наших силовиков от болезни «всевластия и безнаказанности» известен. Вопрос состоит лишь в том, что его нужно применить. Захочет ли это сделать нынешняя власть?

Михаил Пастухов

Читайте также:

Пришло время платить

Грядет новый референдум?

Парламент: что собой представляет и чего от него ожидать?

Право на достойный труд

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.