TOP

Восстание экспертов

Испанский философ Ортега-и-Гассет когда-то писал о «восстании масс». Я жду «восстания экспертов». Когда эксперты, интеллектуальная элита общества, перестанут быть «шутами при короле». И перейдут от популяризации реформ к продвижению идей в реальную политику.

Напомню, что в средние века шут при дворе был символическим близнецом сюзерена. Мог свободно критиковать и короля, и вельмож. Чем обеспечивал обратную связь в элите. Шуты часто оглашали рискованные, новаторские проекты знати, которые та боялась инициировать. За редким исключением, шутов не казнили и даже не наказывали. Вольность поведения шутов была частью функций общественного контроля за властью и лоббирования изменений.

В третьем созыве Палаты представителей мне поневоле пришлось играть эту роль «шута при короле». То есть системно критиковать власть по политическим, экономическим и социальным вопросам. И предлагать комплексные реформы. Так сложилась ситуация из-за отсутствия в том составе депутатских групп.

Иногда даже удавалось продвинуть собственную повестку дня: провалить или отправить на доработку плохие законопроекты. Предложить и провести через Нацсобрание новый закон «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг». Коммунальщики сильно невзлюбили меня после этого. Были приняты мои предложения по созданию системы адресной помощи нуждающимся в связи с отменой социальных льгот и по введению «полуплатного» проезда для пенсионеров в пригородном транспорте в дачный период. И так далее.

Как же продвигать свою повестку дня во власть и независимым экспертам, и политической оппозиции? Возможно ли это в принципе?

Номенклатура и силовые структуры интегрированы в систему и чувствуют себя в ней комфортно. Иные общественные группы отстранены от влияния на принятие решений и в большинстве не имеют каналов донесения до исполнительной власти своих чаяний или недовольства. Усилия бизнес-класса по продвижению своих законных интересов в части модернизации экономического законодательства несоразмерны результату.

Застою благоприятствует и госполитика «балансирования». Нет больше значимых внешних интересов, стремящихся изменить статус-кво.

Прошедшие двадцать лет показали неспособность оппозиции к успешной самоорганизации. Стратегия выживания не совпадает со стратегией завоевания власти. Последняя была только у Виктора Гончара. Реально.

Парадоксальным образом и для экспертного сообщества, и для оппозиции наступает благоприятное время. Если они согласны объединить усилия и стать коллективным драйвером перемен. Сокращение донорской базы заставит перейти от стратегии самосохранения к стратегии расширения влияния.

Путь к солидарным действиям будет непростым. В основе проблем — скрытая конкуренция за ресурсы, подковерная борьба даже в экспертной среде. Недавно с прискорбием наблюдала примеры подобных действий в ходе дискуссии на конференции «Рубикон-2016» (Таллинн).

Итак, мои предложения вменяемым экспертам и политикам. Первое. Настойчиво предлагать свою повестку дня для исполнительной власти. Сначала ее надо сформировать и пропустить через фокус-группы и через социологические опросы. Для обнародования можно использовать трибуну Палаты представителей. Впервые за 8 лет в нижней палате есть демократически ориентированные депутаты. Причем, в отличие от практики 2000—2008 годов, их деятельность не будет замалчиваться негосударственными масс-медиа.

Второе. Нужен общий аналитико-учебный центр. Причем нужен здесь, а не за пределами Беларуси. Хватит изображать «политических сироток», лишенцев без каких бы то ни было прав на своей земле. Надо вновь и вновь подавать на регистрацию собственные структуры. Притом с максимумом публичности. «Говори правду» предлагаю назваться для регистрации партии «Городской партией (центра)». Тогда и аббревиатура «ГП» сохранится, и внешние партнеры — «партии центра» — появятся.

Возможно, удастся зарегистрировать общую социологическую службу. Сегодня, после исхода НИСЭПИ, власть будет заинтересована в объективной информации о процессах в обществе. Независимая социология нужна и оппозиции. Мы плохо знаем общество, в котором живем.

Центр мог бы заниматься анализом специфики ментальности нашего народа, черт национального характера. Такая информация для политика — карта «минных полей», нить Ариадны.

Важно организовать работу по кардинальному улучшению имиджа оппозиции. Станьте референтными фигурами в обществе и для власти. Как ХАМАС для Палестины, по образному выражению бывшего лидера российской партии «Правое дело» Бовта. Это возможно посредством практики «малых дел» и благотворительности.

В отличие от прошлых пятнадцати-двадцати лет, сегодня общество готово принять энное количество оппозиционеров в парламенте в качестве «щуки в пруду». Причины? Это — дерадикализация БНФ; экономические последствия кризиса; отчуждение власти от народа; присутствие и работа в ПП НС первого—третьего созывов демократически ориентированных депутатов. Они убедили избирателей, что оппозиция в парламенте может защищать интересы сограждан.

Задачами обучения в новом центре должны стать отбор и подготовка к выборам наиболее дееспособных оппозиционных кандидатов на выборные должности.

У оппозиции с помощью экспертного сообщества появится своя «мягкая сила». Она принесет не власть, но влияние.

Посол Беларуси в КНР Кирилл Рудый произнес впечатляющую речь на последнем Октябрьском экономическом форуме. Возможно, одной из прикладных задач докладчика было посодействовать получению вожделенного кредита от МВФ. Но одновременно выступление бывшего помощника президента — пример действий «реалиста, требующего невозможного». Надо приветствовать вменяемость вкупе с активизмом в любом лагере.

Верю в «восстание экспертов».

Ольга Абрамова

Читайте также:

Работа над ошибками

«Г» и «Б» сидели на трубе…

Советы постороннего

Какою мерою мерите…

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.