TOP

Родственные души

Найдет ли популист Лукашенко общий язык с популистом Трампом?

Дональд Трамп вот-вот станет четвертым по счету президентом США за время правления Александра Лукашенко. При том, что три предыдущих — Билл Клинтон, Джордж Буш-младший и Барак Обама — правили по два четырехлетних срока. Это все, что нужно знать о коренном различии между двумя политическими системами. Из этого также проистекает, что у американского популиста Трампа будет совсем иная система координат, нежели у белорусского популиста Лукашенко.

На сегодня же политический новичок Трамп, вполне возможно, даже не знает фамилии политического патриарха Лукашенко. Масштаб стран несоизмерим, приоритеты у главы Белого дома совсем другие.

Придет время, и помощники покажут вновь избранному американскому лидеру на карте, где находится эта таинственная Belarus, которую Кондолиза Райс в бытность госсекретарем США назвала последней диктатурой Европы.

Сегодня ярлык вышел из употребления. Вашингтон приостановил ряд санкций против режима Лукашенко (введенных в наказание за репрессии, зажим демократии). Идет осторожный разговор о возвращении послов (которых нет во главе двух миссий аж с дипломатической войны 2008 года) и о том, чтобы влиятельные Штаты помогли белорусскому правительству получить кредит МВФ.

Ключ находится в Минске

«Трудно сказать, до Лукашенко ли будет Трампу вообще», — заметил политолог и оппозиционный политик Алесь Логвинец. При этом, добавил он, в период правления Трампа белорусско-американские отношения могут улучшиться.«Но ключ от их улучшения находится не в Вашингтоне или Нью-Йорке, а в Минске», — подчеркнул собеседник.

По его словам, главный вопрос в том, «может ли и хочет ли Минск улучшить отношения с самой богатой страной мира, которой через два с половиной месяца будет руководить богатый человек».

Для улучшения отношений, отмечает Логвинец, нужно восстановить полноформатные посольства, наладить тесные политические связи и консультации, создать благоприятный бизнес-климат для американских инвестиций, прекратить культивировать образ Запада как врага «и, естественно, исповедовать столь важные для США демократические ценности, придерживаться их».

Другое дело, на что из этого и в какой мере готов пойти Лукашенко, говорит Логвинец. Во всяком случае, уступки Минска в политических вопросах будут, по прогнозу политолога, весьма ограниченными.

Вашингтон не станет гнать лошадей

Добавлю, что с конька антиамериканской риторики Лукашенко давно соскочил. Прошли времена, когда он в этом плане затыкал за пояс даже московских ораторов. Потом в речах белорусского лидера все чаще стало сквозить уважение к могуществу мировой державы №1.

Давно остыл Минск и от обид 2008 года, когда усиление американских санкций вызвало такой прилив эмоций, что тогдашний посол Карен Стюарт была де-факто выдворена вместе с изрядной частью дипломатического персонала миссии. «Посол обязательно будет, мы об этом в принципе условились. Когда — спросите у американской стороны», — сообщил Лукашенко 11 сентября нынешнего года на избирательном участке в Минске. Причем подчеркнул, что готов «специально способствовать» увеличению штата американского посольства.

За 22 года правления бессменный президент Беларуси наверняка помудрел. Или, во всяком случае, жизнь заставила переосмыслить ряд постулатов. Раньше казалось, что Москва всегда прикроет и подкормит. Что и питало в значительной мере антизападную задиристость.

После Крыма недоверие между Минском и Кремлем возросло, Лукашенко стал расчищать пространство для внешнеполитического маневрирования. С другой стороны, Запад и Штаты в частности оценили определенное дистанцирование белорусского режима от Москвы.

Есть версия, что поскольку Трамп демонстрировал приязнь к Владимиру Путину, то сейчас отношения между Вашингтоном и Москвой улучшатся. Но здесь все не так однозначно. Напротив, учитывая непредсказуемость, экстравагантность вновь избранного президента Америки, некоторые обозреватели допускают, что он способен обострить отношения своей страны с Россией.

И в таком случае «Кремль может лишь глубже втянуть Беларусь в фарватер своего противостояния с США», сказал минский аналитик-международник Андрей Федоров.

Во всяком случае, по прогнозу Федорова, американская сторона не станет торопить события как в вопросе возвращения послов, так и, тем более, в вопросе санкций: «У Трампа будут более серьезные проблемы, когда он вступит в должность».

Оттепель идет в зачет

В свою очередь, Лукашенко, естественно, не разгонится менять систему в угоду проклятым буржуинам, но демонстрирует определенную гибкость: выпустил в прошлом году Николая Статкевича и других политзаключенных, удерживает силовиков от излишней брутальности по отношению к внутренним оппонентам режима.

И эта весьма условная оттепель по большому счету идет в зачет Лукашенко. В американских элитах ведь тоже кое-какие вещи переосмыслили: меньше претензий на демократическую перековку всего мира, больше геополитических соображений в отношениях с режимами, подобными белорусскому.

Эти соображения могут сработать и в пользу выделения Минску денег МВФ, на который Штаты имеют немалое влияние. Тем более что кое-какие уступки требованиям фонда белорусское правительство под дымовой завесой популистской риторики своего президента (не допустим бандитских реформ и т.п.) все же делает.

Не наломать дров

Да, кстати, в чем Лукашенко с Трампом явно родственные души, так это в популизме. Но в случае Трампа популизм попадет в узду системы сдержек и противовесов, которой славится политическая система США. Там при всех волюнтаристских замашках не почудишь, как в стране, где президент, по вошедшему в анналы угодливому выражению одного «вертикальщика», немножко выше Бога.

При этом печально, что популизм ныне крепчает во всем мире. Лично меня это утверждает в мысли, что путь Беларуси к более прогрессивному внутреннему устройству и новому качеству жизни окажется весьма долгим и тернистым. Если уж в продвинутых Штатах обыватель так падок на дешевку, подвержен соблазну простых дилетантских решений, то что говорить о нашем политически наивном обществе.

Даже если представить себе, что когда-то новое правительство у нас пойдет по пути решительных реформ, то неизбежные при этом тяготы и лишения могут вынести наверх (бумеранг демократии!) некоего демагога, который, например, скажет: к черту реформы, айда в Россию, там много дешевой нефти и газа, станем жить как в сказке.

Но это пока из сферы фантазий. Лукашенко ломать систему не станет. Ему теперь важно не наломать дров как во внутренней политике (обойтись без срыва в репрессии), так и во внешней (продолжить балансирование, отстраиваясь, насколько возможно, от Москвы).

И тогда есть шанс, что отношения Беларуси со Штатами в период Трампа будут хоть медленно, но все же двигаться по восходящей.

Александр Класковский, naviny.by

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.