Лояльность и подхалимаж — главные качества для попадания во властную обойму
Александр Лукашенко потребовал от Администрации президента «принципиально изменить стиль работы и наладить более эффективную работу с кадрами».
«Я введу в практику (а вы возьмите на контроль) заслушивание раз в квартал руководства Администрации, которое придет ко мне и доложит какие-то новые идеи», — заявил президент, обращаясь к главе своей администрации Александру Косинцу. По словам Лукашенко, «идеи эти должны быть земные, приземленные, непричесанные».
Ужесточить, зажать, не пущать, запретить…
Руководитель научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук объясняет, чем вызвано недовольство Лукашенко собственной администрацией.
— Сначала он фильтровал людей, которые способны генерировать идеи, зачищал все поле, исключил плюрализм мнений, выбирал тех людей, которые оттачивали искусство лизоблюдства. Лояльность и подхалимаж стали главными качествами для попадания в обойму власти, — отмечает эксперт.
По его словам, любого человека, который выражал иную точку зрения, объявляли «оппозицией и чуть ли не пятой колонной».
— На самом деле врагами, которые есть в Беларуси, оказались именно те, кто не говорит правду, скрывает ее, и те, кто не способен назвать черное черным, а белое белым, — считает экономист.
Ярослав Романчук видит главную проблему в том, что основная идея Александра Лукашенко — централизация политической, экономической власти и гражданского общества — полностью себя дискредитировала.
— Беларусь, пройдя круг 20-летнего эксперимента по восстановлению советской централизованной плановой экономики, пришла в тот же тупик, — отмечает эксперт. — И поэтому Лукашенко объявил конкурс идей на спасение данной модели. Спроса на другую модель и другую экономику он не предъявлял.
По словам экономиста, в данной ситуации у властей два выхода.
— Первый — затянуть пояса и использовать маузер Дзержинского, то есть железный занавес со всеми вытекающими последствиями: ужесточение дисциплины не на словах, а на деле с Уголовным кодексом в руках. И второй — анархический переход к кооперативам, к большей независимости номенклатуры, которая постепенно захватит все хорошие куски в экономике и потом легализует это политически и на условиях собственности.
Ярослав Романчук отмечает, что идеи, которые приносят Лукашенко чиновники, именно в прокрустовом ложе находятся. Например, идея минского губернатора Шапиро по управлению активами и последующей передаче их в собственность за хорошую работу. Или предложение Комитета госконтроля ужесточить наказания за самые мелкие прегрешения.
— Отсюда умопомрачительные антигуманные штрафы для предпринимателей. Ужесточить, зажать, не пущать, запретить — вот весь арсенал методов, которые предлагают власти, — поясняет собеседник.
Экономист уверен, что эти методы обречены на провал.
— Печально, что Лукашенко уже больше 15 лет не слышит те идеи, которые мы предлагаем в разных публикациях, антикризисных программах, законопроектах. Я лично подготовил не один проект закона, который бы реально помог Беларуси. Хотя бы начать с такого нетрадиционного способа снятия напряжения на финансовом рынке, как введение мультивалютности — оригинальная идея легализации пяти валют в Беларуси. Это позволило бы одновременно с либерализацией финансового законодательства резко снизить стоимость кредитов для Беларуси, и люди выбирали бы те валюты, которые им выгодны для бизнеса, — говорит экономист.
В рамках сотрудничества с бизнес-сообществом каждый год разрабатывается платформа национального бизнеса. Но из рекомендаций исполняется 15—20%. В этом году из 87 предложений было исполнено не больше 10%.
Романчук подчеркивает, что власти демонстративно ищут решение в рамках совершенно другой модели отношений: госплан, госснаб, госсобственность.
— Ни пяди родной земли чиновники не хотят отдавать белорусам. В этом плане они являются тем фактором, который усугубляет кризис, являются причиной рецессии. Люди у нас пока не бунтуют, но голосуют кошельками — сокращая потребление, и ногами — уезжая из страны (особенно молодежь), — заключает собеседник.
«Бесконечно так продолжаться не может»
По мнению руководителя проекта «Кошт урада» Владимира Ковалкина, последние два года Лукашенко не может сгенерировать никаких идей, что делать в кризис.
— Очевидно, что у Администрации президента их тоже нет. Это крик души: дайте хоть что-нибудь! Экономика падает, правительство ничего не может сделать, но пытается замедлить падение. Старая система не работает, прежние социальные контракты в одностороннем порядке государством расторгнуты, новых идей нет. Бесконечно так продолжаться не может, и общество поставит вопрос: а зачем нам президент, который сторонится проблем? Для этого главе государства и потребовались яркие идеи — чтобы он потом мог выдать их за свои. Вот основной посыл, — считает эксперт.
Владимир Ковалкин видит проблему Лукашенко в том, что он выбирает в свою команду людей лояльных, а не профессиональных.
— Нужно изменить принцип подбора и продвижения кадров на высшую госслужбу. Выбирать профессиональных, интересных, ярких людей и давать им возможность говорить и действовать, — считает эксперт. — А нынешние чиновники из высшего звена — люди лояльные, способные исполнить любой приказ, дисциплинированные. Они ждут постоянных команд сверху.
Эксперт полагает, что решение вопроса — в изменении кадровой политики, но для этого придется менять политическую систему.
— Лукашенко стоит перед этой дилеммой и не знает, что делать. Он попал в капкан, в который сам себя загнал. Единственный ход, который остался у президента — это находить себе советников и помощников, как Кирилл Рудый, — открытых, способных к творчеству и неординарным шагам. Для этого придется менять процентов 40—50 госслужащих в высшем эшелоне либо слушать советников, если он сможет их найти. Иначе система воспроизведет саму себя. Иного выбора нет, — заключает эксперт.
Мария Владимирова, Завтра твоей страны