TOP

Зачем армии России четыре тысячи вагонов для перевозок в Беларусь?

Предполагаемое участие крупных контингентов российской армии в учениях «Запад-2017» на территории Беларуси вызвало тревожную реакцию в независимых СМИ и в некоторых кругах общественности нашей страны.

Ряд белорусских ресурсов сообщил, что в 2017 году Министерство обороны России планирует отправить в Беларусь и вывезти обратно 4162 вагона с войсками и военными грузами. Эта цифра (почерпнутая из документации конкурсных торгов по выполнению воинских грузовых перевозок в прямом международном железнодорожном сообщении для нужд Минобороны РФ) шокировала общественность, так как в 2015 и 2016 годах такого рода перевозки составили всего 125 и 50 вагонов соответственно.

По мнению ряда экспертов, столь значительный рост российских воинских перевозок по территории Беларуси в 2017 году связан с масштабными совместными учениями «Запад-2017».

Например, аналитик Белорусского института стратегических исследований (BISS, Вильнюс) Денис Мельянцов отмечает: «Такие учения обычно проводятся раз в два года. Но в прошлом году основные действия разворачивались на российских полигонах, поэтому большие объемы грузоперевозок в Беларусь не требовались».

Однако часть независимых экспертов и оппозиционных активистов в Беларуси и Украине склонны видеть скрытую опасность. В украинской прессе, например, высказывается предположение, что переброска такой крупной группировки может иметь целью развязывание агрессивных действий против соседей Беларуси.

Директор Центра стратегических и внешнеполитических исследований (Минск) Арсений Сивицкий предполагает, что в нашу страну могут перебросить большую часть недавно воссозданной 1-й гвардейской танковой армии Западного военного округа России, а это, в свою очередь, может быть использовано для установления полного контроля над территорией самой Беларуси.

В то же время Мельянцов считает весьма маловероятным повторение «крымского варианта» для Беларуси: «Для России нет нужды присоединять Беларусь, поскольку в основном ее интересы здесь и так обеспечены».

Подобная точка зрения выглядит достаточно обоснованной. Расчеты показывают, что даже при использовании 4162 вагонов нельзя перебросить в Беларусь большую часть сил 1-й гвардейской танковой армии, в лучшем случае удастся перевезти одно из ее соединений. И можно даже предположить какое.

Напомню: в июле российский Генштаб по согласованию с министром обороны России принял окончательное решение о том, что новая мотострелковая дивизия, создаваемая в Ельне Смоленской области на территории военного городка бывшей 144-й гвардейской мотострелковой дивизии, будет окончательно развернута к середине следующего года.

Необходимая для ее жизнедеятельности инфраструктура (в частности, казарменный и жилой фонд, построенный за счет ФРГ после вывода 144-й дивизии из Германии в начале 90-х годов) после восстановительных работ позволит без особых проблем разместить полнокровное соединение. Оно, наряду с Таманской мотострелковой и Кантемировской танковой дивизиями, войдет в состав 1-й гвардейской танковой армии.

О воссоздании 1-й танковой армии в Западном военном округе было официально объявлено в начале года. Командующим был назначен генерал-майор Александр Чайко. Армия имеет на вооружении танки Т-72Б3 и Т-80, а также боевые машины пехоты БМП-3. Армия может первой получить бронетехнику нового поколения — танки Т-14 «Армата» и боевые машины «Курганец».

Так как формирование Ельнинской дивизии началось значительно позднее, чем аналогичных соединений в Воронежской и Ростовской областях, то завершение ее комплектования и подготовки объектов инфраструктуры запланировано не на декабрь текущего года (как для других соединений), а на конец первой половины следующего года. И не исключено, что проверкой боеготовности нового соединения станут именно учения «Запад-2017». Такое предположение позволяет хотя бы примерно спрогнозировать содержимое тех самых вагонов, вокруг которых разгорелась дискуссия.

Как сообщило в апреле со ссылкой на источник в российском Генштабе агентство ТАСС, вошедшие в состав 1-й танковой армии соединения (Таманская мотострелковая и Кантемировская танковая дивизии), а также формируемые мотострелковые дивизии получат шестиполковую оргштатную структуру. Она аналогична существовавшей в советских сухопутных войсках и ликвидированной в период нахождения на посту министра обороны России Анатолия Сердюкова. В то время дивизии были сокращены до бригад, основными боевыми подразделениями которых стали батальоны.

Теперь каждая танковая дивизия будет иметь три танковых полка, мотострелковый полк, самоходно-артиллерийский полк и зенитный ракетный полк, а каждая мотострелковая дивизия — три мотострелковых полка, танковый полк, самоходно-артиллерийский полк и зенитный ракетный полк.

Кроме того, в составе дивизии может находиться ракетный дивизион, вертолетная эскадрилья, инженерно-саперный батальон, батальон связи, автомобильный батальон, разведывательный батальон, батальон радиоэлектронной борьбы, батальон материального обеспечения, ремонтно-восстановительный батальон, медико-санитарный батальон, рота химической защиты и несколько вспомогательных рот и взводов. В итоге дивизия может насчитывать 12—24 тыс. человек.

Если ориентироваться на прежнюю структуру, то по штату военного времени в мотострелковой дивизии могло находиться: до 220 основных боевых танков (Т-62, Т-64, Т-72, Т-80); от 180 до 240 БТР; от 180 до 280 БМП; 18 152-миллиметровых самоходных артустановок (САУ) 2С3; 24 122-миллиметровых САУ 2С1; 84 122-миллиметровых буксируемых гаубиц Д-30 А4; 18 единиц 122-миллиметровых реактивных систем залпового огня БМ-21; 4 пусковые установки тактических ракетных комплексов «Точка»(9К79); 16 зенитных ракетных комплексов (ЗРК) «Стрела-10»; 20 ЗРК «Оса»; 16 зенитных самоходных установок «Шилка»; 12 100-миллиметровых буксируемых противотанковых пушек МТ-126; 9 самоходных противотанковых ракетных комплексов П149 «Штурм-С»; 54 82-миллиметровых миномета.

Службы, обеспечивавшие функционирование всей этой махины (ремонт техники, подвоз пайков, боекомплектов, горючего, вещевого имущества и т.д.), имели в своем распоряжении до 220 гусеничных и 1500 колесных машин.

Так что для перевозки личного состава, боевой техники, складских запасов и имущества только одной мотострелковой или танковой дивизии российской армии вполне может понадобиться не одна тысяча железнодорожных вагонов.

Пример из истории: в годы войны для перевозки танковой дивизии вермахта требовалось до 70 эшелонов по 30—35 вагонов — итого до 2450 вагонов. Сравнение не вполне корректное, однако представление о порядке цифр все же дает.

Но какой бы укомплектованной ни была мотострелковая дивизия, она не сможет захватить и удержать Беларусь, а тем более вторгнуться в Украину и взять под контроль тамошние территории.

Да и Путин сейчас не заинтересован вторгаться в новые земли. Москве важно сохранить статус-кво в Украине, довести до желаемого завершения операцию в Сирии, избежать проблем в Центральной Азии, соседствующей с Афганистаном. Да, влезть на новые территории можно, но удержать их в нынешних условиях нереально.

Александр АЛЕСИН, naviny.by

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.