TOP

Чтобы не забыли…

Понимаю тех, кто призывает не топтаться на месте, а двигаться вперед — бесплодная многолетняя борьба с режимом уже изрядно надоела. Однако не могу принять логику «всё обнулить», то есть начать с чистого листа. 

В годы, когда я служил военным журналистом, довелось разговаривать с тремя генералами, которые заверяли, что лично освобождали Минск на танке, который стоит на постаменте около столичного Дома офицеров. Нормально, если учесть, что знаменитое бревно Ленину «помогало» нести еще больше людей, которых жизнь потом раскидала по всему Советскому Союзу …

Впрочем, этот материал вовсе не о «детях лейтенанта Шмидта». Разговор даже не о том, чтобы помнили, а о том, чтобы ничего не забывали.

Если переформатировать название «круглого стола» «Белорусский документационный центр: деятельность в условиях изменившейся геополитики», то оно зазвучит именно в этой тональности. Мероприятие проходило в рамках проекта «Восточное партнерство: информационное общество вместо войны».

Понимаю тех, кто призывает не топтаться на месте, а двигаться вперед — бесплодная многолетняя борьба с режимом уже изрядно надоела. Однако не могу принять логику «всё обнулить», то есть начать с чистого листа.

Так можно договориться и до реабилитации фашистских концлагерей и сталинского людоедства. Кстати, прошу обратить внимание, что на Западе практически не призывают полностью забыть свое неоднозначное прошлое, там нашли в себе силы его осудить.

У нас же власти всегда действовали по принципу «победителей не судят».

Поэтому целиком поддерживаю рассказавшую о процессе люстраций Валентину Святскую: точкой отсчета ответственности (даже моральной) должен быть не год прихода к власти того или иного правителя, а те времена, когда закон стали ставить ниже «политической целесообразности».

Впрочем, ориентиры ближайшего будущего очень хорошо видны и понятны не только благодаря названию «круглого стола». Достаточно внимательно посмотреть на то, что происходит вокруг Беларуси. Официально это называется изменением геополитики или очередной материализацией real politic, в реальности же означает полное игнорирование со стороны ЕС и США сущности изменений в Беларуси.

Руководитель и создатель «Белорусского документационного центра» Раиса Михайловская рассказала об этом довольно подробно, но останавливаться на прозвучавшем большого смысла нет, так как получится документальная хроника нашей жизни.

А еще я полностью согласен с правозащитником Олегом Волчеком в том, что «деньги сейчас оттеснили права человека на второй план», и добавлю: когда кто-то поймет, что «рубить бабло» — не самое главное в этой жизни, может быть уже поздно.

А если кто-то надеется увидеть в Беларуси реформы, то это тщетно по определению. Любая радикальная реформа может обернуться для власти крышкой гроба. Реформы будут имитировать, пока за это платят.

Примечательно, что сайт центра bydc.info успешно редактирует историк Дмитрий Дрозд. Тот самый, который обнародовал много архивной правды и в прошлом году стал «Журналистом года». Его фамилия звучит одинаково с названием минского района, где живут в основном высокопоставленные чиновники. Кстати, именно в те самые Дрозды мы с приятелем как-то и свозили будущую нобелевскую лауреатку по литературе Светлану Алексиевич. Тогда Светлана Александровна почти постоянно жила в Германии и была безмерно удивлена обилием роскоши белорусских «слуг народа». Думаю, сегодня бы она удивилась еще сильнее. И не только дорогостоящей безвкусице или стильной дороговизне, а тому, что все это выставляется государственными чиновниками самого высокого ранга буквально напоказ. Такое впечатление, что они собираются жить вечно и ничего не боятся — тоже вечно.

Впрочем, считать чужие деньги дело, как известно, неблагодарное и неблагородное. За исключением случаев, когда они пахнут коррупцией.

По моему убеждению, это очень перспективное направление деятельности созданного относительно недавно Белорусского документационного центра. Пусть помнят об этом те, кто живет сегодня по принципу «имея власть, сподручней красть»…

Мне предельно понятно, почему появление новой правозащитной структуры вызвало столь бурную реакцию. Привластные чины поняли намек о неотвратимости наказания. Отсюда и хакерская (к счастью, неудачная) попытка уничтожить сайт, на котором уже сегодня хранится около тридцати тысяч документов. Рискну предположить, что проект «Помним» для многих из них с момента своего появления стал причиной ночных кошмаров.

А «штатные» противники власти увидели в БДЦ серьезного конкурента, который умеет не только бороться, но и побеждать. За пять лет своего существования Белорусский документационный центр сделал не меньше некоторых мэтров отечественного оппозиционного истеблишмента. Особенно, если учесть, что многие официальные структуры хранят свои документы не больше трех лет. Сделано это (возможно, специально) для того, чтобы потом было практически невозможно найти концы.

Было бы неправильно, если бы я не назвал в этом тексте принявших активное участие в дискуссии Татьяну Агееву, Игоря Ледника и Игоря Рынкевича, а также подписавшего первую Конституцию РБ Мечислава Гриба. Делаю это, как говорили в брежневские времена, с чувством глубокого удовлетворения.

Александр Томкович

Читаете также:

Свабода для свабодных

Человек-легенда

Армяно-белорусские параллели

Права на рэвалюцыю

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.