Будут ли жители малых городов участвовать в политике?
Сразу две крупные белорусские политические силы объявили своим приоритетом активизацию деятельности в провинции.
В частности, о таких планах в середине января объявила кампания «Говори правду» — в лице Татьяны Короткевич и Андрея Дмитриева, которые намерены в 2017 году развивать в белорусской глубинке диалог между обществом и властью, искать новых лидеров, а также строить партию «нового типа».
Спустя несколько недель о намерениях консолидировать демократические силы в регионах заявил Николай Статкевич, продвигающий идею объединения всех демократических сил под знаменами Белорусского национального конгресса.
Удастся ли белорусской оппозиции разбудить жителей малых городов и вернуть им интерес к политике?
По мнению политического обозревателя «Снплюс» Валерия Карбалевича, концентрация сразу двух политических сил на региональной теме — это лишь совпадение.
— Я думаю, что никакой закономерности в этом нет, — считает он. — Это абсолютно нормальная логика любой политической структуры: развивать свои организации в регионах, чтобы было на что опереться при каких-то политических действиях.
В то же время говорить о предпосылках активизации политической жизни в провинции, по мнению эксперта, пока не приходится.
— Нет никаких публичных проявлений недовольства, никаких трудовых конфликтов, забастовок и других требований, — подчеркивает собеседник. — В этом смысле у нас полный штиль, полная тишина.
Он считает, что сегодня нет прямой связи между падением уровня жизни и готовностью населения к протесту — так как «здесь действуют другие закономерности».
— В обществе просто нет механизмов, которые позволяют этот протест организовать, — говорит эксперт. — Например, во многих странах такой силой являются мощные профсоюзы. В Беларуси ее нет: государственные профсоюзы у нас таковыми в принципе не являются, а негосударственные пока небольшие и локально расположенные.
Однако главная причина, по которой белорусской оппозиции не удастся разбудить регионы, заключается в том, что сами люди не верят в способность протеста дать какой-либо результат.
— Есть очень сильное ощущение страха. Те, кто недоволен, просто собираются и едут в другую страну, где можно больше заработать. То ли в Россию, то ли на Запад. Граница открыта — как говорится, бери чемодан и уезжай, — объясняет пассивность белорусов Валерий Карбалевич.
По словам председателя Белорусского профсоюза радиоэлектронной промышленности (РЭП) Геннадия Федынича, в последнее время декрет № 3 (о так называемых «тунеядцах») всерьез взбудоражил людей.
— И я говорю это не потому, что мне так хочется сказать, а потому что видно, насколько возросло число людей, которые обращаются в наши офисы, — замечает он. — Приходят они не потому, что хотят быть в профсоюзе, а потому что возмущены тем, что делает сегодня власть.
По мнению собеседника, если белорусские политики попытаются создать на этом политический капитал, то это не получится.
— Как говорят студенты, чтобы стать сессию, нужно работать весь семестр. Конечно, хорошо, что у них есть желание работать с людьми в регионах, находить там неформальных лидеров. Но я далек от мысли, что какая-либо политическая или другая структура может просто взять и объединить людей в регионах.
Он уверен, что белорусам в регионах сегодня нужно просто помочь самоорганизоваться:
— И пусть у них будут разные направления: и те люди, которых «прессуют», что они где-то не там построились, и те, кто выступает против того же тунеядства. Если это произойдет в этом году, то буду считать нашу программу выполненной.
По мнению Геннадия Федынича, сегодня важно, чтобы белорусы не чувствовали себя один на один с ситуацией.
— Если дать им поддержку, в том числе юридическую, тогда эта игра стоит свеч. Люди не должны молчать, они должны говорить правду и отстаивать свои права — это сегодня самое главное, — подытожил он.
Евгений Кириллов, zautra.by