TOP

О поправках, «падших ангелах» и тюремной доле

С 20 января вступили в силу поправки в Уголовно-исполнительный кодекс. Понятное дело, они не улучшили положение людей, находящихся в местах не столь отдаленных. В чем суть новаций и для чего они приняты?

«Легкая жизнь» закончилась

По инициативе Департамента исполнения наказаний МВД Республики Беларусь депутаты Палаты представителей приняли закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь» от 19 июля 2016 г.

Изучение новых поправок в УИК позволяет сделать вывод, что жизнь осужденных станет еще более суровой и бесправной. Под видом усиления воспитательной работы, по сути, закручиваются гайки в отношении почти всех категорий осужденных. Особое внимание обращается на лиц, осужденных к мягким видам наказания (общественным работам и к ограничению свободы).

Так, статья 27 УИК «Ответственность осужденных, отбывающих наказание в виде общественных работ» предусматривает новое основание для ответственности: «отказ от выполнения определенного для осужденного вида общественных работ или неявка в установленный срок для выполнения общественных работ по направлению уголовно-исполнительной инспекции без уважительных причин». За первое нарушение может быть объявлено официальное предупреждение, а за последующие нарушения светит направление в колонию.

Жесткие меры «воспитательного характера» устанавливаются в отношении лиц, осужденных к исправительным работам. Им не разрешается расторгать трудовой договор без письменного согласия уголовно-исполнительной комиссии. А если осужденный скроется с места жительства, то организуется розыск. Если его поймают, то могут заключить в изолятор временного содержания территориального органа внутренних дел и держать в металлической клетке до 30 суток.

Самое интересное, что расходы, связанные с розыском сбежавшего, а также с его пропитанием, возлагаются на осужденного (ч.2 ст.28 УИК).

Представляется, что это — не что иное как возрождение рабства. За какую-то мелочь человека осуждают к исправительным работам, принуждая к любому труду и делая удержания из его заработка. Если он сбежит, то будут разыскивать, потом — морить в «клетке», могут направить и в колонию.

Такие же меры могут применяться и в отношении осужденного к ограничению свободы (так называемой «химии»), если он не прибудет к месту отбывания наказания. Вообще, отношение к «химикам» ужесточится. Они должны выполнять Правила внутреннего распорядка исправительного учреждения, утвержденные министром внутренних дел и генеральным прокурором. Там предполагается включить следующие «методы воспитания»: работать по указанию администрации; находиться в пределах границ исправительного учреждения; участвовать без оплаты труда в работах по благоустройству зданий и территории в нерабочее время; по постановлению начальника постоянно носить электронные средства контроля.

В поправках в УИК подробно прописано, как могут наказывать осужденных к ограничению свободы, вплоть до помещения в штрафной изолятор на срок до 10 суток.

В отношении осужденных за преступления, предусмотренные статьями 327-329, 331 УК (преступления, связанные с распространением наркотиков), отмечается, что они должны содержаться в исправительных учреждениях отдельно от других осужденных либо в отдельных исправительных учреждениях (ст.71 УИК).

Это — очевидное нарушение принципов уголовно-исполнительного законодательства Республики Беларусь (ст.6 УИК). Один из этих принципов — равенство осужденных перед законом. Поэтому недопустимо для отдельных категорий осужденных создавать такие условия, «чтобы они смерти просили». Это — бесчеловечно, жестоко, незаконно!

Поправки в Уголовно-исполнительный кодекс содержат много других не менее жестких новаций (всего 42 пункта). И почти все они направлены на ограничение прав и свобод осужденных. Им и раньше несладко жилось в каменных казематах. Теперь они будут превращены в бессловесных рабов. Откуда такая жестокость, цинизм, издевательство? Ведь осужденные — тоже люди, которые имеют право вернуться в общество и приносить пользу своей деятельностью.

Сколько их, «падших ангелов»?

Департамент исполнения наказаний МВД Республики Беларусь не спешит публиковать данные о количестве осужденных. На сайте МВД висит старая информация за март 2012 г., согласно которой в Беларуси на 100 тысяч населения приходилось 328 заключенных. Этими данными, судя по всему, оперируют и международные информационные агентства, определяя очередность стран по общему количеству осужденных и их соотношению на 100 тысяч населения.

Для сведения: в этом списке лидируют США (2,2 млн. осужденных), Китай (1,6 млн.), Россия (686 тыс.), Бразилия (548 тыс.), Индия (372 тыс.), Таиланд (273 тыс.), Мексика (242 тыс.), Иран (217 тыс.). Беларусь с примерно 30 тысячами осужденных не попала даже в первую двадцатку стран, тем более, что есть небольшие латиноамериканские страны с высоким уровнем преступности. Однако в Европе мы с Россией делим пальму первенства по тюремному населению.

При этом следует учитывать сомнительность цифр, которые власти выдают общественности. По имеющимся данным, количество осужденных в Беларуси из года в год уменьшается. Так, в 2007 г. их было 39 тысяч, в 2011 г. — уже 31 тысяча. Насколько это соответствует действительности?

В январе 2014 г. в интернете появился анонимный 37-страничный документ под названием «Общие сведения о деятельности Республики Беларусь в сфере исполнения наказания и содержания под стражей». В нем отмечается, что численность заключенных в Беларуси на 1 мая 2013 г. составляла 37 270 человек. Можно верить этой цифре?

По данным Верховного суда, в 2016 г. в Беларуси было осуждено почти 45 тысяч человек, из них к лишению свободы более 13,7 тыс., к аресту — более 7,2 тыс., к ограничению свободы — более 8 тысяч. В 2015 г. было осуждено свыше 43 тысяч, в том числе к лишению свободы — 13759 чел.

Тем самым, за два последних года число «тюремного населения» должно было увеличиться как минимум на 30 тысяч человек и составить не менее 60 тысяч. Однако по обнародованным в интернете данным, на 1 января 2016 г. в Беларуси было всего 33,3 тысячи заключенных, из них 6,9 тысячи находились в следственных изоляторах.

Возможно, если объективно (с участием независимых экспертов) пересчитать число осужденных, то Беларусь, образно говоря, могла бы оказаться впереди планеты всей. Ведь в Беларуси каждый год идет прирост осужденных примерно на 45 тысяч. Получается за 10 лет — почти полмиллиона, за 20 лет — миллион «падших ангелов». Если наши правоохранители и суды будут такими темпами отправлять граждан за решетку, то мужское население вынуждено будет разделиться на две группы: тех, кто садит, и тех, кого садят. А женщины будут рожать и растить детей, гадая, в какую группу они попадут.

Что-то не то у нас происходит. Белорусы уже стали самыми нищими в Европе, самыми старыми, самыми пьющими. Теперь к этому осталось добавить ярлык самой тюремной страны, где самый большой процент осужденных на 100 тысяч населения.

Как оздоровить страну?

Белорусы — мирные люди, не склонные к насилию, воровству, наркотикам и прочему злу. Индекс преступности у нас не должен быть выше, чем в Прибалтике, Польше, Украине, Чехии, Венгрии, Болгарии. Он не может зашкаливать, как сейчас.

Впору задуматься: кто делает нас преступниками, нищими, алкоголиками? Ответ может быть только один: власть. На мой взгляд, она недооценивает людей, не позволяет им в полной мере реализовать свои способности. Любые инициативы натыкаются на какие-то препятствия, ограничения, запреты. Органы власти почему-то не считают себя обязанными создавать для людей достойные условия жизни, соблюдать и защищать их права и свободы (ст.ст.2, 21, 58 Конституции).

Усугубляет ситуацию и то, что у нас остается старая «гулаговская» система исправительных учреждений, в которой заключенных не считают за людей. Между тем колонии и тюрьмы — это не преисподняя, где тамошних обитателей можно унижать, глумиться над ними. Эти люди лишены свободы, но не человеческого достоинства и права жить и развиваться в условиях ограниченного пространства.

Нашу пенитенциарную систему необходимо реформировать. В этой сфере накопилось достаточно позитивного опыта. Нужно расчистить авгиевы конюшни, которыми стали наши тюрьмы и колонии. Там тоже живут люди. Их надо чистить как падших ангелов. Не случайно в Библии сказано: «Возлюби ближнего своего как самого себя». Бог благоволит всем людям как своим детям.

Михаил Пастухов, доктор юридических наук, профессор

Читайте также:

Когда будем жить лучше?

Наркоманы: кто преступник, а кто жертва

Дорогие мои старики…

Что показал суд над Лебедько?

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.