TOP

Ребята из ОМОНа

О чем писать после волны репрессий, которая обрушилась на участников мирных акций 25 и 26 марта? Конечно, о «хозяевах» наших улиц. Они показали себя во всей красе: и «прикид», и арсенал средств. А также продемонстрировали, как умеют «работать».

Лично у меня как гражданина и юриста возникает к этим людям ряд вопросов и претензий, в том числе правовых. Некоторыми из них хочу поделиться с читателями.

Кто вы, ребята, и почему вас так много?

При разгоне мирных граждан, вышедших на улицы своего города, отличились во всех отношениях люди в черных и красных беретах с надписью на спине «ОМОН». Их было много. Они всем заправляли и затаскивали граждан в автозаки.

Как выяснилось, руководил спецоперацией по «зачистке» центральной части города командир Минского отряда особого назначения (ОМОНа) полковник Дмитрий Балаба. В интервью газете «На страже» (20 ноября 2015 г.) он рассказал немного о себе: белорус, из деревни Городилово Молодечненского района, учился в ПТУ, армия, потом — работа в милиции. С мая 1994 г. он боец ОМОНа, теперь — его командир.

По словам Д. Балабы, столичный ОМОН — «одно из ключевых звеньев в системе охраны общественного порядка как в Минске, так и в республике в целом». В отряде, в основном, приезжие ребята. И что интересно, среди бойцов ОМОНа «есть заядлые театралы, историки, ценители изобразительного искусства».

Вот как. А мы-то и не догадывались, глядя на их «рукотворную» работу, как они валили людей на землю, «грели» им спины или головы дубинкой, заламывали руки за спину, таскали девушек за ноги и волосы…

О самом главном Д. Балаба в интервью так и не сказал: сколько в его отряде людей? По его же данным, за год они участвуют более чем в трех тысячах мероприятий, задерживают сотни преступников и пресекают порядка 10 тысяч административных правонарушений. Бойцы могут действовать как в форме, так и в гражданской одежде. В их распоряжении —транспорт. Скорее всего, это они выследили Анатолия Лебедько, Юрия Губаревича, Виталия Рымашевского, Ольгу Ковалькову на акции «нетунеядцев» в Молодечно, задержали сотни людей на улицах Минска и других городов страны.

В правовом государстве, каковым, по мнению властей, является Беларусь, деятельность спецслужб должна быть прозрачной, граждане вправе знать об их количестве, перечне «спецмероприятий», а также о заработках и льготах. А не только об их познаниях в области театра, истории, искусства.

На каком основании?

Достоянием истории стали кадры о том, как по улицам Минска курсировали колонны автозаков. Из них выскакивали бойцы ОМОНа и затаскивали проходящих граждан в свои адские машины. Их свозили в местные РУВД. Там они по нескольку часов стояли «на растяжке» у стены, ожидая очереди «на собеседование». Да, многих отпустили, но больше сотни человек остались в неволе. Им не разрешали даже позвонить родным и близким, чтобы сообщить о своем нахождении.

Как это можно расценить? С позиции закона в действиях силовиков усматриваются признаки ряда преступлений. В частности, речь может идти о похищении людей (ст.182), о незаконном лишении свободы (ст.183), о принуждении (ст.185), о создании преступной организации или участии в ней (ст.285), о бандитизме (ст.286).

За совершение этих преступлений грозит от 5 до 15 лет. Причем статьи УК могут применяться одновременно ко всем участникам группы с учетом их ролей. Это сейчас они не подвластны законам, но когда-то ситуация может измениться. Тогда пострадавшие от незаконных действий люди могут поставить вопрос об ответственности нарушителей. И их будут искать до тех пор, пока не найдут и не предъявят претензии.

Что делать?

Прежде всего, надо вернуться в рамки действующего законодательства. К этому белорусские власти призывают международные организации, в том числе Парламентская ассамблея ОБСЕ, парламент Европейского союза, спецдокладчик ООН по Беларуси Миклаш Харасти, спецдокладчик Парламентской ассамблеи Совета Европы по Беларуси Андреа Ригони.

В жесткой форме осудила действия властей правоцентристская коалиция Беларуси, в которую входят Движение «За свободу», Объединенная гражданская партия и оргкомитет по созданию партии «Белорусская христианская демократия». Лидеры этой коалиции потребовали также отставки министра внутренних дел Игоря Шуневича. Еще раньше с таким требованием выступил председатель партии БНФ Алексей Янукевич.

Я также поддерживаю это требование. Более того, предлагаю незамедлительно приступить к реформированию ведомства. Никто не знает, какая численность сотрудников органов внутренних дел и их подразделений. В интервью газете «СБ. Беларусь сегодня» накануне 100-летия белорусской милиции И.Шуневич отметил, что милицейских кадров у нас в три с лишним раза меньше, чем об этом твердят «неосведомленные источники». Однако конкретную цифру он не назвал, а привел лишь пропорцию 405 сотрудников на 100 тысяч населения. Получается, что в Беларуси всего 38,5 тысячи работников милиции?

Не верю! В 2007 году, по данным бывшего главы МВД Владимира Наумова, их было 77 тысяч, из них — 11 тысяч военнослужащих внутренних войск. Но разве за это время численность милиции сократилась?

Белорусы — мирные люди. Им не нужно столько «охранников». Их численность надо сократить до минимального предела. Министром внутренних дел должен быть гражданский человек, избираемый парламентом.

Уверен, что новая милиция будет не хуже, чем в европейских странах. Мы еще будем ею гордиться.

Михаил Пастухов, доктор юридических наук, профессор

Читайте также:

Как успокоить «тунеядцев»?

Конституцию надо не переписывать, а соблюдать!

Чего хотят женщины?

Справедливы ли наши суды?

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.